Жилищный кодекс рф аварийное жилье

Содержание

Переселение из ветхого жилья собственников: нюансы и особенности

Жилищный кодекс рф аварийное жилье

Процесс переселения собственников из ветхого и аварийного жилья является главенствующей задачей жилищной политики РФ.

Сегодня проблема расселения из подобных зданий и жилых объектов стоит достаточно остро, так как органы местного самоуправления не успевают в установленные сроки переселять граждан из непригодных к проживанию домов и коммунальных квартир, вследствие чего численность ветхого фонда растет и накапливается.

Аварийное и ветхое жилье наносит урон внешнему облику городов и населенных пунктов, а также представляет зачастую серьезную угрозу для проживающих в нем людей.

Отсутствие необходимого ремонта десятилетиями, возложения этих обязанностей на самих жильцов и крайне медленные темпы переселения приводят к сложностям, спорам и разбирательствами сторон.

Подробнее о сложившейся ситуации с переселением из ветхого фонда в РФ, способах решения проблемы и порядке проведения такого процесса — читайте далее.

Что такое ветхое и аварийное жилье?

По причине частного использования данного термина на практике его определение можно найти в неофициальном документе — методических рекомендациях по содержанию и ремонту жилого фонда. В соответствии с ним «ветхое жилье» представляет собой жилое помещение с износом конструкции здания 65-70% (для деревянных и каменных построек соответственно).

Несмотря на такой существенный уровень износа, опасность обрушения отсутствует.

Принципиальное отличие ветхого жилья от аварийного заключается в том, что последнее имеет такие деформации, которые приводят или могут привести к обрушению. Поэтому проживание в таких помещениях опасно для здоровья и жизни людей. А в ветхом, даже учитывая высокую степень износа, можно проживать.

Откуда берется ветхий жилой фонд?

Однако далеко не все лица, проживающие в нем, имеют достаточные финансовые возможности для восстановления своего жилья.

На протяжении многих лет, и даже десятилетий ситуация усугубляется отсутствием ремонта и нарушением всех сроков в проведении таких работ.

Соответственно, происходит постепенное наращивание проблемного жилого фонда при имеющейся непригодности жилья для безопасного проживания.

Действующие программы переселения федерального и региональных уровней помогают в некоторой степени решать проблему, но с очень низкой скоростью.

Современная ситуация в России

Президентом РФ было поручено переселить всех граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, в срок до 2017 года. Механизм начал работу: были дополнительно профинансированы государственные программы по расселению, составлены планы и очереди.

Но люди столкнулись с множеством серьезных проблем.

Но куда большей бедой является существенный недостаток необходимых площадей под застройку. Выходом в данной ситуации стало многоэтажное строительство (более 20‒ти этажей).

При скученной застройке подобных микрорайонов возникают опять же новые проблемы: недостаточное количество парковочных мест, небольшие территории внутри дворов и недостаточность прилегающих объектов социальной и обслуживающей инфраструктуры.

В некоторых субъектах РФ законодательно установлено предоставление нового жилья строго по имеющей в собственности площади жилого помещения в ветхом доме, без учета принятых норм. К примеру, если человек имеет комнату 20 кв. м., то помещение такой же площадью он и получит, независимо от того, что в ней могут быть прописан кто-то еще.

Еще одним негативным моментов является недостаток финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию жилищных программ.

В настоящее время переселению принадлежит только жилье, которое было признано ветхим и аварийным до 01 января 2012 года. Все, что приобрело такой статус позднее, в государственную программу не включается. Индивидуальные случаи будут рассмотрены комиссией.

Порядок расселения из ветхого жилья и необходимые документы

В соответствии Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года для того, чтобы признать жилье ветхим и принять соответствующее решение о переселении из него жильцов, на местном или региональном уровне создается межведомственная комиссия.

Обращаясь в эту комиссию, арендодатель или собственник помещения должен написать заявление о признании жилья непригодным для дальнейшего проживания.

Альтернативным способом обращения в такую комиссию является заключение органа, правомочного осуществлять контроль и надзор за состояние жилых помещений и об их несоответствии установленным законом нормам.

Помимо заявления комиссии предоставляются следующие документы:

  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
  • экспертная оценка жилья (в случае необходимости признать жилье аварийным и подлежащим сносу);
  • проект реконструкции помещения (в случае переоформления нежилого помещения в жилое);
  • иные документы.

После предоставления пакета документов и заявления комиссией в срок до 30 дней проводится их анализ и принимается решение о необходимых дополнительных проверках дома или квартиры.

Анализ заключается в следующем:

  1. Осуществляется тщательная проверка приложенных документов и заявления.
  2. Определяется необходимость в предъявлении дополнительной документации.
  3. Устанавливается экспертный состав комиссии и оценивается ее работа.
  4. Составляется документ (акт) обследования жилого помещения и итоговое заключение.
  5. Выносится окончательное решение.

Комиссия принимает одно из следующих решений:

  • помещение нуждается в капитальном ремонте;
  • жилье признается аварийным и подлежит сносу;
  • помещение пригодно для проживания;
  • жилье нуждается реконструкции или перепланировке;
  • дом признан аварийным;
  • помещение не соответствует установленным законодательством нормам, и поэтому для проживания непригодно.

Основаниями для признания помещения непригодным для проживания являются:

  1. Помещения расположены в признанном аварийным и подлежащим сносу/реконструкции многоквартирном доме.
  2. Несоблюдение норм санитарно-эпидемиологической безопасности или их существенное превышение на территории расположения дома.
  3. Наличие серьезных повреждений жилого объекта в результате землетрясения, взрывов или пожаров, при которых восстановительные работы становятся нецелесообразными и экономически невыгодными.
  4. Расположение жилья в зоне схода оползней и иных возможных природных катаклизмов с условием невозможности предотвращения разрушений инженерными методами.
  5. Помещения имеют надо собой расположенные устройства для промывания мусоропровода.
  6. Расположение жилья в районе потенциальных разрушений в случае техногенных аварий и на территориях прилегания к воздушным линиям электропередачи переменного тока с высоким уровнем напряжения и индукции;
  7. Наличие уровня шума выше допустимых норм при выходе окно на крупные магистрали.

После рассмотрения поданного жильцами заявления комиссией составляется заключение в 3-х экземплярах. При этом может быть вынесено решение о непригодности жилого помещения для проживания и переселении жителей. На основании такого решения будет издано распоряжение исполнительного государственного органа, в котором необходимо прописать конкретный порядок переселения граждан.

При подаче заявления через почту или сервис госуслуг, комиссия в срок до 5-ти дней с даты принятия соответствующего решения направляет его заявителю, арендатору или соответствующему государственному органу.

Способы решения вопроса

При переселении из ветхого жилого фонда жильцы могут претендовать на следующие способы решения текущих проблем:

  1. Предоставление равноценного жилого объекта (при выселении собственника).
  2. Предоставление жилья по договору социального найма.
  3. Выплата жильцу выкупной цены жилого помещения.

Рассмотрим каждую компенсационную меру более детально.

Предоставление равноценного жилого объекта

Переселенцам (собственникам жилья) может быть предоставлен равноценная квартира или дом с учетом величины общей площади жилья и количества комнат в нем.

Причем предоставляемое жилье моет относиться как к первичному, так и вторичному жилищному фонду. Решение об именно таком способе расселения принимается также межведомственной комиссией.

Предоставление жилья по договору социального найма

Жилые объекты предоставляются по договору социального найма в виде комнат или отдельных квартир из фонда социального жилья. Обязательным условием является соответствие площади предоставляемого жилья показателям нормы для семьи на момент принятия окончательного решения о переселении. Данный параметр не может быть меньше площади предыдущего жилого помещения.

Также новое жилье должно располагаться в пределах населенного пункта и района, где располагалось старая квартира или дом за исключением случаев, закрепленных законодательно.

Выплата жильцам выкупной цены жилого помещения

В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ст.32) гражданин взамен предоставления равноценного жилого помещения может выбрать в качестве меры компенсации денежную выплату выкупной цены дома или квартиры.

Такая цена подразумевает стоимость жилья на рынке и дополнительные затраты, которые понес собственник в процессе переселения, включая упущенную выгоду и оформление соответствующих документов на собственность.

При возникновении разногласий в отношении предлагаемой суммы за помещение, гражданин имеет право на обсуждение данного вопроса с представителями власти или обращение в суд.

В решении суда указывается та выкупная стоимость, которую выплачивают собственнику. Сегодня число подобных судебных споров и разбирательств связано с тем, что региональные и местные власти специально занижают выкупную цену жилья.

Переселение из ветхого жилья в период проведения реконструкции или ремонта.

В случае проведения реконструкции или капремонта необходимости переселения жильцов государственные органы будут обязаны предоставить им для проживания другое жилье.

Жилые помещения на такие цели выделяются из маневренного жилого фонда. Граждане, не согласные на переселение, могут быть выселены принудительно по решению суда.

При этом сохраняется право на возвращение в реконструированное или отремонтированное жилое помещение, независимо от длительности работ.

Исключениями из данного правила является ситуации, когда собственник не может вернуться в занимаемую ранее квартиру или дом, если после реконструкции/ремонта площадь жилья была существенно изменена и показатели нормы на одного человека не соблюдаются. Возможна и иная ситуация — когда площадь помещения наоборот становится больше, тогда в переселении обратно будет отказано.

Нормы в отношении жилья, предоставляемого взамен ветхому

Любое жилое помещение, предоставляемое взамен текущего, должно отвечать определенным техническим, противопожарным, санитарными иным нормам, установленным соответствующими нормативными актами, и располагаться в том же городе или населенном пункте.

К благоустроенности жилого объекта предъявляются следующие требования:

  • площадь жилого помещения должна быть равнозначна площади ранее занимаемого жилья (включая количество комнат);
  • устанавливается средний уровень благоустроенности данного населенного пункта (планировка квартиры, коммунальные удобства, наличии лифта и т. д.);
  • помещение должно находиться в пределах населенного пункта, где располагалось предыдущее жилье.

В каждой конкретной ситуации должен учитываться уровень благоустроенности для сельских районов и городских территорий.

Процесс переселения граждан из ветхого и аварийного жилья является очень сложным, сопровождается множеством проблем, ограничений и может занимать многие годы. Вмешательство властей, в том числе федерального уровня, а также реализация специальных программ способствуют ускорению получения жильцами благоустроенных помещений и постепенному улучшению ситуации с ветхим фондом в РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/prava/pereselenie-iz-vetxogo-zhilya-sobstvennikov.html

Разъяснения ЖК РФ в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда

Жилищный кодекс рф аварийное жилье

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 апреля 2020 г. N 15026-МЕ/06

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрены обращения по вопросам применения положений частей 8.1, 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда и сообщается следующее.

Федеральным законом от 27.12.

2019 N 473-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (далее – Федеральный закон N 473-ФЗ) внесены изменения в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в область жилищных отношений при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

При этом в статье 32 ЖК РФ сохранена действовавшая до вступления в силу Федерального закона N 473-ФЗ гарантия прав собственников на получение возмещения за изымаемое жилое помещение (части 6, 7 статьи 32).

Исходя из части 8 статьи 32 ЖК РФ, предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение возможно исключительно при наличии волеизъявления сторон соглашения – собственника изымаемого жилого помещения и органа, осуществляющего изъятие. Таким образом, предоставление жилого помещения взамен изымаемого, является по сути заменой денежного возмещения натуральной формой с доплатой разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером возмещения той или иной стороной.

Частью 8.

1 статьи 32 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями таких лиц (предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентов по ипотеке, кредиту или займу) при условии, что на дату признания многоквартирных домов аварийными у правообладателей жилых помещений в таких домах отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения (далее – меры поддержки).

Таким образом, установленное в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ условие, по мнению Минстроя России, не распространяется на реализацию прав собственника на предоставление жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ.

По вопросу установления различных требований к гражданам, которым могут быть установлены дополнительные меры поддержки, в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ и в пункте 3 части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.

2007 N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (далее – Федеральный закон N 185-ФЗ, Фонд ЖКХ) следует учитывать, что ЖК РФ является актом более высокой юридической силы, чем Федеральный закон N 185-ФЗ.

Следовательно, положения Федерального закона N 185-ФЗ подлежат применению в части, не противоречащей ЖК РФ.

Пункт 3 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ устанавливает направления расходования средств Фонда ЖКХ и поскольку упоминаемая в нем субсидия, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения о предоставлении граждан таких субсидий, будет являться дополнительной мерой поддержки граждан при переселении из аварийного жилищного фонда, на получателей субсидий будет распространяться условие, предусмотренное частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ. Более того, по мнению Минстроя России, субъект Российской Федерации, принимая решение об установлении дополнительных мер поддержки граждан при переселении из аварийного жилья, вправе устанавливать дополнительные условия, предъявляемые к гражданам – получателям субсидий, помимо установленных ЖК РФ и Федеральным законом N 185-ФЗ, таким образом конкретизируя категории получателей субсидий.

Статья 32 ЖК РФ была дополнена новой частью 8.

2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Источник: https://sangar.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3171574

Какую квартиру должны предоставить при сносе старого жилья

Жилищный кодекс рф аварийное жилье

Вы живете в старом доме, который давно пора сносить? И этого момента вы ждете с нетерпением, так как надеетесь получить новенькое жилье, да ещё и с большей площадью? А вы уверены, что получится всё именно так? Давайте проверять.

Итак, начнем с того, что жильё может быть в собственности или предоставляться по договору социального найма. Если жилье в собственности, оно принадлежит собственнику, и никто просто так не может взять и забрать его.

В муниципальном жилье, предоставленном по договору соц. найма, проживающие только зарегистрированы (прописаны), но никаких прав собственности у них на это жилье нет.

Даже, если ваша семья живет в этой квартире бог знает сколько лет, это жильё вы просто арендуете у государства.

В зависимости от того в собственности квартира или нет, решается вопрос предоставления другого жилья взамен подлежащего сносу.

Если жилье в социальном найме

Итак, если ваше жилье, находящееся в соц. найме, сносится или признано непригодным для проживания, то согласно статьям 86 (Статья 86 ЖК РФ ) и 87 ЖК РФ. вам должны предоставить другое благоустроенное жилое помещение также по договору соц.найма. При этом выделяемое жилье должно находиться в черте того же населенного пункта.

Важным условием здесь является слово «благоустроенное». Это значит, что предоставляемое жилое помещение не должно быть менее благоустроенным, чем то, которое было у вас раньше. Под благоустроенностью понимается наличие коммунальных удобств, соответствие санитарно-техническим требованиям, при которых возможно проживание без причинения вреда здоровью.

Санитарные и технические требования к жилым помещениям можно найти в дух документах.

  • Положение об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529.
  • Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 .

Действие второго документа распространяется на все находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации жилые помещения независимо от формы собственности.

Если дело о выселении и предоставлении другого жилого помещения по договору социального найма рассматривается в суде, суд обязан проверить, отвечает ли предоставляемое помещение степени благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта. Обратите внимание – п. 3 статьи 89 ЖК РФ предусматривает, что предоставляемое жилое помещение должно быть обязательно указано в решении суда о выселении.

Также жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилью.

А вот с количеством комнат и выделением отдельной квартиры, если до этого люди проживали в коммуналке, в законе есть определенный подвох. Сначала процитирую закон (п. 2 ст. 89 ЖК РФ):

«Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире».

Итак, что всё это значит? А значит это что:

  • Если вы жили в отдельной квартире, то вам обязаны предоставить отдельную квартиру той же общей площади. Но при этом закон не говорит о том, что количество комнат в предоставленной отдельной квартире должно соответствовать количеству комнат в жилье, из которого вас выселили.
  • Если выселяемый наниматель и члены его семьи занимали не менее двух комнат в коммуналке, то и получить он может те же две комнаты в коммуналке.

До принятия в 2005 году нового жилищного законодательства, в Жилищном кодексе РСФСР существовали и дополнительные правила.

Так, при предоставлении нанимателям жилых помещений по аналогичным основаниям не допускалось заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов.

Также учитывалось состояние здоровья граждан, а также другие «заслуживающие внимания обстоятельства».

Как мы видим, в новом ЖК РФ данные обстоятельства при предоставлении жилья в связи с переселением не учитываются. Однако на местном уровне субъекты РФ могут самостоятельно определять нормы, по которым выделяется жилье при переселении в связи со сносом домов. Эти нормы не могут быть хуже условий, обозначенных в федеральном законодательстве, к которому в том числе относится и Жилищный кодекс.

Так, например, в Москве, в попытках избавиться от коммуналок, местное законодательство предусматривает выделение отдельного жилья каждой семье, проживающей в выселяемом жилом помещении.

Этим активно пользовались граждане, желающие расширить свои квадратные метры за счет государства. Самая распространенная схема с советских времен, до сих пор пользующаяся популярностью: супруги разводятся и делают из квартиры коммуналку путем разделения лицевых счетов. Разведенные супруги по закону — два чужих человека, две семьи, соответственно имеющие право претендовать на отельное жильё.

Но несмотря на то, что статья 89 ЖК РФ не обязывает государство учитывать интересы граждан при предоставлении другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением, не стоит забывать о существовании статьи 58 Жилищного кодекса.

Статья называется «Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма».

Данная статья по своей сути обозначает условия, которые необходимо учитывать при предоставлении жилых помещений по договорам соц. найма. В ней нет ограничений по тому, в каких ситуациях она применяется, а в каких нет.

А значит, она применима для любой ситуации, когда гражданину предоставляется жильё в соц. найм.

П. 1 ст. 58 ЖК РФ говорит о том, что заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Это значит, что имея разнополых детей, семья, проживающая в двухкомнатной квартире, вполне может претендовать на дополнительную комнату при переселении. Да и схема с разводом может сработать.

Также п. 2 ст. 58 предусматривает, что если семья проживает в комнате в коммуналке или в однокомнатной квартире, то жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза.

Иными словами, жители коммуналок всё-таки могут надеяться на расселение в отдельные квартиры. А у семей с детьми, ютящихся в «хрущевских однушках», есть надежда получить при переселении квартиру с отдельной комнатой для ребенка (детей). Учтены и интересы граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. Для них тоже предусмотрено выделение жилого помещения с превышением норм.

А если жильё в собственности

Если же квартира или другое жилое помещение находиться в вашей собственности (куплено, приватизировано, получено в наследство и т. д.), то всё вышесказанное не имеет к вам никакого отношения.

Выселение из собственности регулируется статьёй 32 Жилищного кодекса РФ. И если из жилья, предоставляемого по соц. найму, можно выселить без согласия зарегистрированных в нем граждан, то выселение из жилого помещения, находящегося в собственности, происходит только по согласию с собственником этого жилого помещения.

На каких же условиях происходит выселение из собственности?

П. 1 статьи 32 ЖК РФ гласит: «Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника».

Иными словами, если государству понадобилась земля под вашим домом, то оно имеет право предложить вам выкуп за вашу собственность.

Многие собственники в таких ситуациях больше всего опасаются, что предложенная государством сумма выкупа не будет соответствовать рыночной цене, что не даст возможность собственнику приобрести жилье, равноценное изымаемому. Посмотрим, что говорит закон о выкупной цене. П. 7 статьи 32 Жилищного кодекса оговаривает, что должна включать в себя выкупная цена жилого помещения:

1. рыночную стоимость жилого помещения 2. убытки, которые несет собственник в связи с изменением места жительства 3.

расходы собственника на временное пользование иным жильем до приобретения в собственность другого помещения (в случае если соглашением не предусмотрено сохранение права пользоваться изымаемым жилым помещением до приобретения нового) 4. расходы на переезд 5.

расходы на поиск другого жилого помещения для приобретения в собственность 6. расходы, связанные с оформлением права собственности на другое жилое помещение.

Итак, выкупная цена вашей собственности по закону должна покрывать все ваши расходы, связанные с переменой места жительства.

Если исходить из текста статьи, то при выкупе вашей собственности государство должно в том числе оплатить все ваши расходы.

Вплоть до услуг агентов по недвижимости, осуществляющих поиск для вас нового жилья, и расходов на съем другого жилья, если новое вы ещё не приобрели, а из старого уже выселены.

Всё это подразумевает значительные затраты. И поэтому, законом предусмотрена возможность предоставления по соглашению с собственником взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. Что это значит?

А значит это, что взамен вашей квартиры, государство вам может предложить другую квартиру. Но если рыночная стоимость предлагаемой квартиры будет выше рыночной стоимости изымаемого жилья, вам предложат доплатить. Например, есть у вас однокомнатная квартира в «хрущевке». Старая, с обшарпанными стенами и потрескавшимся потолком.

Естественно стоимость такой квартиры значительно отличается от стоимости однокомнатной квартиры в новостройке. Так вот, перед вами могут поставить выбор: либо компенсация, на которую ничего приличного вы себе приобрести не сможете, либо доплачивай за новую квартиру. В ситуации, когда у человека небольшие доходы, оба варианта тупиковые.

И доплачивать нечем, и на выделенные деньги за ветхое жилье ничего не купишь.

И обратите внимание, нигде в Жилищном кодексе не указано, что предлагаемое собственнику жилье должно быть того же метража или с тем же количеством комнат. Там лишь сказано, что стоимость предлагаемого на замену жилья может быть засчитана в стоимость выкупа.

Конечно, собственник может и отказываться от предлагаемого выкупа или от предлагаемых взамен вариантов жилых помещений. Однако, не достигнув соглашения с собственником, государство имеет право решить вопрос в судебном порядке.

Здесь стоит отметить следующие моменты:

  • О том, что его квартира изымается, собственник должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за год.
  • До истечения года со дня получения собственником такого уведомления выкуп жилого помещения допускается только с согласия собственника (п. 4 ст. 32 ЖК ).

Подвох: Значит по истечении года, если не будет достигнуто соглашение с собственником, выкуп может осуществляться в судебном порядке.

Если вы внимательно почитаете статью 32 Жилищного кодекса. то вероятно обратите внимание, что всё вышесказанное относится к случаям сноса недвижимости собственника по причине изъятия земли под ней для нужд государства. А как регулируются правоотношения, если дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции?

П. 10 ст. 32 ЖК гласит: «Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме. ».

Звучит как-то не очень. Совсем непонятно, в каком порядке происходит изъятие собственности в случае, если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В этом случае мы обращаемся к статье 7 Жилищного кодекса.

где в части 1 сказано: «в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)».

Следуя этой норме, при сносе дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилищные права собственников жилых помещений обеспечивают, руководствуясь положениями статьи 32 ЖК РФ.

Таким образом, по какой бы причине не сносился дом, изъятие помещений у собственников производится только путем выкупа или предоставления другого жилого помещения по соглашению с собственником или через суд.

Практика применения

На практике жилищный вопрос при сносе и выселении решается самым разнообразным способом. И если по Москве или Петербургу (Закон Санкт-Петербурга от 05.05.

2006 N 221-32 ) законодательство в этой сфере как-то отрегулировано на местном уровне, то в некоторых субъектах РФ муниципалитет руководствуется только Жилищным кодексом. Многое зависит от бюджета субъекта.

Где-то проще выделить гражданам жилье взамен изымаемому под снос. Где-то выкуп жилья для государства более выгоден, чем предоставление другого.

Часто и сами граждане, ожидая сноса дома, регистрируют в свои квартиры или дома большое количество родственников или фиктивно разводятся, а потом требуют от государства выделение жилплощади гораздо большей, чем имели в сносимом жилье. В любом случае недовольство присутствует с обеих сторон.

Как будут развиваться события в отдельно взятой ситуации, сказать сложно. И если вы не согласны с условиями выкупа или обмена, предложенными местными властями, а сами власти не хотят идти вам на встречу, ищите хорошего юриста и готовьтесь к судам.

Остались вопросы или нужна помощь юриста? Обратитесь за бесплатной консультацией к специалисту!

Региональная юридическая служба. Бесплатная юридическая консультация по всей стране 8(800)707-79-45

Источник: https://zen.yandex.ru/media/regurslugba/kakuiu-kvartiru-doljny-predostavit-pri-snose-starogo-jilia-59fe0bbd5816692df166a0c3

Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Жилищный кодекс рф аварийное жилье

Новая редакция Ст. 32 ЖК РФ

1. Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

2. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

3. Утратила силу с 1 апреля 2015 г.

4.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

5.

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

6. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

7.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

8.1.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

8.2.

Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

9.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

10.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 – 3, 5 – 9 настоящей статьи.

10.

1. В случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предоставлен в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, либо подведомственным ему предприятиям (учреждениям), а также расположен на территории обособленного или закрытого военного городка, изъятие земельного участка, на котором расположен указанный дом, и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, находящихся в собственности Российской Федерации, осуществляется для государственных нужд в порядке, предусмотренном частью 10 настоящей статьи.

11.

В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

12. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.

Источник: http://JKodeksRF.ru/rzd-2/gl-5/st-32-jk-rf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.