Статья 127 фз о банкротстве

Содержание

Как менялся закон о банкротстве с 1992 по 2020 год

Статья 127 фз о банкротстве

Адвокат и партнер юридической компании a.t.Legal, входящей в международную ассоциацию юридических фирм LawBridge (www.LawBridge.law) Павел Ганин подготовил для «Русбанкрота» подробный материал об изменении законодательства о банкротстве в новейшей истории России – с 1992 года и по сей день.

Законодательство о банкротстве в РФ получило свое системное отраслевое развитие в 1992 году, на этапе значительных экономических изменений в стране. За это время оно претерпело немало изменений, следуя за все усложняющимися правоотношениями в рамках гражданского оборота.

Закон о банкротстве 1992 года

Первым нормативным правовым актом в указанной сфере стал Закон РФ от 19.11.1992 года №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее – «Закон 1992 года»).

Несмотря на значительное количество недостатков, данный Закон впервые регламентировал основные понятия в области несостоятельности (банкротства) предприятий, определил виды процедур банкротства и иные важные моменты, которые ранее фактически не были известны советскому и российскому правопорядку.

Так, в соответствии с Законом 1992 года под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или наличием неудовлетворительной структуры баланса должника.

Лицами, имеющими право подавать в суд заявление о признании банкротом, являлись должник, его кредиторы и прокурор.

По нормам Закона 1992 года в отношении должника применялись следующие процедуры:

  • реорганизационные: внешнее управление имуществом и санация;
  • ликвидационные: принудительная ликвидация по решению арбитражного суда, добровольная ликвидация под контролем кредиторов и ликвидация в процессе конкурсного производства;
  • мировое соглашение.

Закон 1992 года не предусматривал многих важных положений, в частности, механизмов финансового анализа и финансового оздоровления. Формулировки данного закона были нечеткими и довольно обобщенными.

Само наличие внимания законодателя к указанной сфере регулирования наглядно показывало значимость данных норм для налаживания нормальных экономических отношений в стране.

Данное законом 1992 года определение несостоятельности зачастую являлось основанием для затягивания судебных процессов по делам о банкротстве на долгие месяцы, поскольку представлялось достаточно сложным доказать превышение обязательств над стоимостью имущества должника при наличии неудовлетворительной структуры баланса.

В сравнении с мировым опытом, позволяющим признавать банкротом предприятие, неспособное оплачивать свои долги, российский закон 1992 года предоставлял крупным организациям возможность без опасений банкротства в течение длительного времени не выполнять свои обязательства перед кредиторами.

Напротив, можно было использовать денежные средства кредиторов в качестве собственных при условии, чтобы кредиторская задолженность не превышала балансовую стоимость активов.

Согласно существовавшей в тот период практике и общей статистике в данной сфере, банкротами признавались лишь небольшие предприятия.

Определенные споры вызывал также и пункт Закона 1992 года об определении внешнего признака несостоятельности (банкротства) предприятия, под которым понималось приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. То есть в ситуации, когда предприятие имело многомиллионную задолженность, но при этом раз в месяц осуществляло выплаты по своим обязательствам на сумму условных 100 рублей, один из основных признаков банкротства уже признавался отсутствующим.

Кроме того, в Законе 1992 года не содержалось подразделения должников на различные категории, к примеру, на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственные и финансовые организации.

Проведение процедур банкротства было одинаковым для всех должников, что, очевидно, являлось неприемлемым.

Наконец, в законе о банкротстве 1992 года практически отсутствовала детальная регламентация процесса рассмотрения дел о банкротстве, в связи с чем в период действия данного закона судам приходилось обращаться к общим процессуальным нормам Арбитражного процессуального кодекса РФ, которые регулировали лишь исковое производство.

Вместе с тем, рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) имеет множество своих особенностей и не может рассматриваться по стандартным правилам.

Особую роль в сложности и неопределенности правого регулирования сферы банкротства в течение периода действия закона 1992 года играла значительная степень непрозрачности в регулировании и фактическом правоприменении в области представления интересов фактически основного на тот момент кредитора – государства, по обязательствам, вытекающим из уплаты налогов и сборов, иных обязательных платежей.

Закон о банкротстве 1998 года

8 января 1998 года принят новый Федеральный закон №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – «Закон 1998 года»). По сравнению с Законом 1992 года его объем вырос более чем в 3 раза, а структура стала гораздо более содержательной и последовательной. Нормы закона 1998 года, очевидно, представляли новую веху в развитии правового регулирования сферы банкротства в стране.

Из значимых нововведений можно отметить включение в закон 1998 года отдельных параграфов, регулирующих банкротство сельскохозяйственных, страховых, кредитных организаций, также банкротство гражданина и индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем, ввиду отсутствия на тот момент в Гражданском кодексе РФ норм, предусматривающих возможность признания банкротом неплатежеспособного гражданина, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя, статья 185 Закона 1998 года устанавливала введение в действие норм о банкротстве гражданина с момента внесения соответствующих изменений в ГК РФ.

Что касается арбитражного управляющего, то теперь он мог выступать в трех статусах: временного, внешнего и конкурсного.

Изменилось и само понятие несостоятельности (банкротства), под которым стали понимать признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Такая формулировка представлялась более совершенной и точной по сравнению с той, которая содержалась Законе 1992 года.

Законом 1998 года были определены также размеры задолженности, при наличии которых могло быть возбуждено дело о банкротстве: для юридического лица – не менее 100 000 рублей, для гражданина – не менее 10 000 рублей.

Закон о банкротстве 2002 года

Действующее нормативное регулирование отношений в сфере несостоятельности определяется Федеральным законом от 26.10.

2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который применяется почти восемнадцать лет (далее – «Закон 2002 года»), и содержит не только нормы материального права, но и регламентацию судебного разбирательства, процедуры рассмотрения арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве), а также различных обособленных споров в его рамках.

В законе 2002 года расширилось понятие несостоятельности (банкротства), под которым стали понимать признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Закон 2002 года множество раз подвергался корректировке, а также изменениям носящий радикальный характер, в том числе в части включения в закон значительного объема норм, регулирующих особенности банкротства различного вида должников, отдельных норм в отношении оспаривания сделок должников, субсидиарной ответственности по обязательствам должников.

К числу наиболее важных изменений по сравнению с первоначальной моделью регулирования можно отнести следующие поправки:

  • о введении моратория на банкротство;
  • о предоставлении работникам предприятия-банкрота полномочий по участию в деле о банкротстве;
  • уточнение правового статуса арбитражных управляющих и решение организационных моментов, связанных с их участием в деле о банкротстве;
  • введение института банкротства физических лиц;
  • установление возможности оспаривания сделок должника;
  • возможность привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и т.д.;
  • усовершенствования порядка продажи имущества должника;
  • введение новой реорганизационной процедуры – финансового оздоровления;
  • установление порядка удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника и иное.

Тем не менее, несмотря на, казалось бы, детальный подход законодателя к урегулированию сферы несостоятельности (банкротства) в законе 2002 года присутствует значительное количество пробелов и спорных моментов.

Именно поэтому применение действующего закона о банкротстве фактически невозможно без многочисленных разъяснений Пленумов Верховного суда РФ и ныне упраздненного Высшего Арбитражного суда РФ, дающих обязательные рекомендации судам относительно рассмотрения дел о банкротстве, а также действующей правоприменительной практики Судебной коллеги по экономическим спорам Верховного суда РФ, арбитражных судов округов.

Так, предметом отдельного рассмотрения высших судов были, в частности, следующие вопросы:

  • особенности банкротства индивидуальных предпринимателей,
  • ведение банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства,
  • погашение расходов по делам о банкротстве,
  • текущие платежи по денежным обязательствам в рамках дел о банкротстве,
  • особенности признания недействительными сделок должника и т.д.

Вместе с тем, объем накопленных правовых позиций и, соответственно, их разрозненность значительно затрудняют правоприменение.

21.09.2020

Источник: https://rusbankrot.ru/people/kak-menyalsya-zakon-o-bankrotstve-s-1992-po-2020-god/

Закон о банкротстве физических лиц: суть, поправки, новые положения 2021 года

Статья 127 фз о банкротстве

Принятие законодательства о банкротстве физических лиц (Закон действует с 2015 года) было обусловлено кризисом, накоплением непосильных долгов и бедственным положением многих россиян.

Благодаря вступлению в силу № 127-ФЗ от 1 октября 2015 года, каждый человек получил возможность обанкротиться в Арбитражном суде. По окончанию процедуры банкрот получает судебное определение о списании долгов.

Разберемся, что из себя представляет закон о банкротстве физлиц и как избавиться от задолженности.

Как работает Федеральный закон № 127-ФЗ о банкротстве физлиц

Несмотря на отрытую дорогу к банкротству, не все физлица могут стать некредитоспособными официально — для этого необходимо соответствовать определенным требованиям. Законодатель четко определил круг тех, кто может стать банкротом и кто обязан обратиться за признанием своей финансовой несостоятельности.

  1. Банкротство физических лиц вправе признать граждане, у которых сложились следующие обстоятельства:
    • накопились долги от 350 тысяч рублей;
    • наступили обстоятельства, которые повлекут фактическое банкротство физлица в ближайшее время;
    • имущества должника недостаточно для расчетов с кредитором;
    • у должника нет денет, чтобы погашать ежемесячные платежи по кредитам.

    От какой суммы долга можно обратиться в суд? Большое значение придается сумме долга, с которой можно обратиться с заявлением в суд: реализовать свое право на банкротство, гражданин может с любой суммой долга. Однако затраты на процедуру делают ее целесообразной при долге не меньше 350 тысяч рублей.

  2. Банкротство необходимо признать, если:
    • задолженность достигла порога 500 тысяч рублей;
    • просрочки по кредитам длятся больше 3-х месяцев.

Важно понимать, что избегание банкротства в состоянии, когда все признаки некредитоспособности налицо, чревато последствиями. Предусмотрены штрафы и другие санкции.

Хотя закон действует не так давно, уже накопилось достаточно дел о банкротстве физлиц, чтобы говорить об определенных тенденциях в этой сфере.

Приведем статистику за 2020 год. Если в 2016 году (это первый год действия закона) в судах было зарегистрировано чуть более 30 тысяч дел о признании банкротства физических лиц, то за 2020 год было зафиксировано около 80 тысяч заявлений. Это говорит о большой востребованности процедуры банкротства среди населения страны.

По данным Федресурса, на 100 000 граждан РФ приходится 84 фактических банкрота, многие из которых боятся идти в суд для установления своего статуса на законных правах, хотя это серьезно облегчило бы им жизнь. На начало 2019 года некредитоспособных граждан в России насчитывалось около 750 тысяч человек.

Тенденция обращаться в Арбитражные суды для установления факта финансовой несостоятельности среди простых граждан неуклонно растет. По статистике, почти в 90% случаев в суды обращаются сами должники, остальные 10% приходятся на кредиторов и официальные органы (ИФНС), которые также имеют право потребовать признать должника некредитоспособным.

Несмотря на утвержденный законом порядок, не все дела о финансовой несостоятельности физических лиц идут по одному сценарию. Возможно введение одной из 3 процедур банкротства:

  1. Реализация имущества — основная процедура, суть которой заключается в официальном признании человека банкротом. В процессе из собственности должника формируется конкурсная масса, которая распродается на торгах. Вырученные денежные средства идут на раздачу долгов. Даже если денег не хватило, процедура заканчивается списанием задолженностей.
  2. Реструктуризация долгов — реабилитационная процедура, позволяющая восстановить платежеспособность человека и разбить возврат долга сроком до 3 лет. Сводится к составлению обновленного платежного графика для должника.
  3. Мировое соглашение — что это такое? Примирительная процедура, когда должник самостоятельно договаривается с кредиторами о порядке и суммах погашения долгов. Судебное банкротство в таком случае прекращается.

Проще всего разрешить проблему с долгами путем мирового соглашения. Однако не всегда получается выбрать именно этот путь — не все кредиторы согласны пойти на уступки.

В большинстве дел о несостоятельности граждан Арбитражный суд выносит решение о применении процедуры реализации имущества в отношении банкрота. Назначенный финуправляющий оценивает собственность должника и организует торги для получения средств на погашение задолженностей.

Не стоит забывать, что в результате объявления физлица банкротом списываются не все долги. За должником остаются обязательства по выплате заработной платы наемным сотрудникам, если таковые имеются. То же самое касается возмещения вреда (физического и морального). Аналогичным образом не получится списать задолженность по алиментам.

Если физическое лицо было официально признано банкротом, это не проходит бесследно. Помимо внесения информации о процедуре в кредитную историю и лишения ценного имущества в ходе реализации, бывший должник получает ряд ограничений.

После списания долгов последствия банкротства заключаются в следующих запретах:

  • на повторное признание своей финансовой несостоятельности в течение ближайших 5-ти лет;
  • на оформление новых кредитов без информирования кредитора о статусе банкрота (тоже 5 лет);
  • на занятие руководящих должностей в организациях (директора, управляющего) в течение 3-х лет.

Внесудебное банкротство: реальность 2021 года

На фоне представленной тенденции законодатели решили проблему доступности процедуры: разработан закон, который позволит уменьшить сроки и снизить стоимость банкротства.

Речь идет о внесудебном банкротстве, закон принят и подписан Президентом РФ. С 1 сентября 2020 года у должников появилась возможность обращаться в МФЦ по поводу своего банкротства. Сотрудники центров будут помогать гражданам составлять заявления.

Новая процедура позволит пройти банкротство людям с задолженностью от 50 тысяч рублей. Это позволит избежать накопления больших задолженностей и быстро разрешать проблемы с кредиторами.

Условия для внесудебного банкротства:

  • задолженность от 50 до 500 тыс. руб.;
  • отсутствие имущества подтверждено постановлением ФССП о закрытии исполнительного производства;
  • нет открытой процедуры банкротства в Арбитражном суде или в другом МФЦ.

Списать долги во внесудебном порядке можно будет бесплатно.

Какие ещё поправки приняты в Закон о несостоятельности (банкротстве) физических лиц

Процедура была заметно усовершенствована с момента принятия Закона. В разный период принимались определенные поправки, с учетом российских реалий, реакции общества и определенных групп, заинтересованных в процедуре.

  1. В действующей редакции закон о банкротстве граждан гласит, что гонорар для финансовых управляющих составляет 25 тысяч рублей за процедуру и 7% от суммы реализованного имущества за проведенную организацию торгов. Изначально вознаграждение составляло 10 тысяч рублей и 2%, но управляющие неоднократно протестовали и требовали повышения оплаты, поэтому позже Федеральный закон был изменен в этой части.
  2. Госпошлина составляет 300 рублей, но в Законе о банкротстве физических лиц до 2017 года она составляла 6 тысяч рублей. Поправки в ФЗ вступили в силу недавно, поскольку законодатели сочли, что 6 000 рублей — это слишком большая сумма для человека с непосильными долгами, учитывая необходимость также оплатить услуги финуправляющего (в случае затруднений можно отложить оплату положенных управляющему 25 тысяч рублей, подав ходатайство об этом в суд).
  3. За годы действия законодательства неоднократно принимались поправки, которые увеличивали ответственность арбитражных управляющих за допущенные ошибки. Это сделано для того, чтобы защитить должника от неправомерных действий со стороны финуправляющего. В новой редакции даже за технические ошибки в документах арбитражному управляющему грозит штраф, дисквалификация и отстранение от ведения дела.
  4. Был запущен пилотный проект по инициативе Минэкономразвития и Роспотребнадзора, который предусматривает возможность обращения граждан в МФЦ по поводу своего банкротства. Предполагается, что сотрудники центров будут помогать гражданам составлять заявления. Пока проект запущен только в некоторых субъектах РФ.
  5. В 2018 году была принята поправка, согласно которой кредиторы, уступившие свои требования по договору цессии, больше не могут нести ответственность за дальнейшее взыскание и последствия.
  6. Изменилась и судебная практика по материальной оценке активов. В 2018 году правки позволили судам включать в конкурсную массу драгоценные металлы, которые находятся в собственности должников. Ряд судебных постановлений предписывает, что криптовалютные накопления тоже расцениваются как активы, и должник должен передавать доступ к виртуальному кошельку финуправляющему.

Вы можете прочитать и скачать бесплатно текст нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 01.10.2015 года с и изменениями на 2021 год.

Инновационные идеи в Законе о несостоятельности (банкротстве) физических лиц

Услуга признания банкротства нуждается в постоянном совершенствовании для оптимального удовлетворения запроса потребителей.

Услуга признания банкротства нуждается в постоянном совершенствовании для оптимального удовлетворения запроса потребителей. Учитывая рост интереса граждан, за последний год было выдвинуто достаточно много интересных идей, инициатором которых выступало Минэкономразвития. В частности:

Учитывая рост интереса граждан, за последний год было выдвинуто достаточно много интересных идей, инициатором которых выступало Минэкономразвития. В частности МЭР предложило предоставить должникам возможности коллекторских агентств по выкупу собственных долгов у банков. Напомним, кредитные долги коллекторы выкупают по цене 1-5% от стоимости кредитного договора.

Министр МЭР М. Орешкин и глава ЦБ Э. Набиуллина поспорили между собой на Петербургском экономическом форуме по поводу роста кредитования.

По мнению представителя МЭР, через 2 года страну ждет экономический и социальный коллапс, если не будут приняты изменения в законах по предупреждению роста кредитных долгов.

Представитель ЦБ заявила, что будет все по-старому, и никакой проблемы с кредитами сейчас не наблюдается.

Очевидно, что внимание к закону о банкротстве физических лиц не ослабевает, и законодатель регулярно получает запросы о внесении поправок, которые могли бы облегчить жизнь российским заемщикам.

Вы хотите узнать подробности действующего законодательства о несостоятельности или у Вас возникли другие вопросы по поводу банкротства физических лиц в России?

Наши кредитные юристы подробно расскажут обо всех нюансах установления факта финансовой несостоятельности среди граждан. При необходимости мы организуем комплексную процедуру банкротства «под ключ», и поможем избавиться от безнадежных долгов. С нашей поддержкой можно быстро разрешить проблему с задолженностями и защитить свои права!

Для получения профессиональной юридической консультации позвоните нам по телефону или напишите онлайн.

Поможем списать долги по закону

Юрист перезвонит через 1 минуту

Наша команда

  • Старший юрист
    по банкротству физ. лиц
  • Юрист по банкротству физ. лиц
  • Младший юрист
    по банкротству физ. лиц

Частые вопросы

  • Что сделать, чтобы пройти банкротство как можно быстрее?

    Все зависит от подготовки. Предоставить качественные услуги по подготовке к процедуре могут квалифицированные юристы. При помощи специалистов нашей компании вы пройдете процедуру за 7-8 месяцев. При самостоятельном оформлении судебное дело может занять год и больше.

  • Стоит ли закрывать ИП перед банкротством?

    У гражданина есть выбор: признавать банкротство как ИП, или банкротиться в качестве обычного физического лица, без статуса. Практика показывает, что лучше банкротиться после ликвидации статуса ИП — в таком случае последствий будет меньше. После банкротства можно будет снова открыть ИП и заниматься предпринимательской деятельностью.

  • Смогут ли при банкротстве забрать квартиру доставшуюся по наследству?

    При банкротстве за должником остается только единственное жилье, остальные недвижимые объекты включаются в конкурсную массу с целью реализации. Соответственно, если наследственная квартира не является единственным жильем, то она будет включена в конкурсную массу и выставлена на торги.

  • Придется ли платить за банкротство, если кредиторы подадут заявление первыми?

    Если кредиторы инициируют банкротство, то расходы они полностью должны взять на себя. Должник ни за что не платит. Однако, должник не сможет в этом случае повлиять на выбор финансового управляющего. Имущество должника фактически будет под контролем кредиторов.

по теме

Источник: https://xn-------43dcgj1abnimbbbuehw0aercf5c2ahub9dxbybza.xn--p1ai/zakon-o-bankrotstve-fizicheskih-lic/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.