Порядок рассмотрения дела

Порядок и сроки рассмотрения дел в судах общей юрисдикции

Порядок рассмотрения дела

Многих истцов и ответчиков интересуют вопросы о том, каким образом происходит рассмотрение дел в суде, на какое время это может затянуться и что делать, если не согласен с решением суда. Неосведомленность в данных вопросах порой пугает некоторых людей и заставляет их отказаться от обращения в суд. Но на самом деле судебный процесс не так сложен.

Сроки рассмотрения дел

По общему правилу гражданские дела рассматриваются в следующие сроки:

  • у мирового судьи – не более 1 месяца с момента принятия заявления к производству;
  • в районных судах – не больше 2 месяцев с момента подачи заявления;
  • вопросы о взыскании алиментов и восстановлении на работе – не больше 1 месяца;
  • для отдельных вопросов в законах могут быть установлены более короткие сроки.

Однако необходимо помнить, что не всегда суды четко соблюдают установленные законом сроки. Многое зависит от загруженности конкретного суда и сложности рассматриваемого дела.

Процедура рассмотрения дел

1. Подготовка к судебному заседанию

После поступления заявления, суд должен рассмотреть вопрос о принятии его к производству в течении 5 рабочих дней с момента поступления.

После того, как судом принят иск, судья вынесет определение о подготовке к судебному разбирательству. В данном документе указываются действия, которые должны совершить участники спора, и сроки, в которые должны быть совершены данные действия.

Чаще всего Определение о принятии заявления к производству суда и подготовке дела к судебному разбирательству является единым документом.

На данном этапе истец имеет возможность:

  • передать другой стороне копии доказательств, которые легли в основание иска;
  • просить судью истребовать доказательства, если не может самостоятельно их получить (без помощи суда).

Ответчику предоставлены следующие возможности:

  • уточнить требования истца;
  • предоставить возражения на иск и доказательства их обосновывающие;
  • просить судью истребовать доказательства, если не может самостоятельно их получить (без помощи суда);
  • указать на то, что истец пропустил срок для подачи иска.

После того, как подготовительная часть завершена, судья выносит определение о назначении судебного разбирательства, а также должен сообщить участникам процесса где и в какое время будет рассматриваться дело.

2. Судебное разбирательство

Судебное заседание происходит в следующем порядке:

  • объявление гражданского дела, которое будет рассматриваться;
  • установление личности явившихся лиц и проверка полномочий представителей;
  • удаление из зала свидетелей, участвующих в деле;
  • объявление состава суда, судья разъясняет сторонам их право на отвод судьи. Если кто-либо из сторон не согласен с тем, чтобы данный судья рассматривал дело, то он должен заявить обоснованное ходатайство об отводе (основания для отвода указаны в ст. 16 ГПК РФ);
  • судья разъясняет участникам процесса их права при рассмотрении дела;
  • судья предлагает участникам процесса подать заявления или ходатайства, имеющиеся у них;
  • истец и ответчик опрашиваются на предмет поддержания своих требований, им предлагается урегулировать возникший спор в добровольном порядке, заключив мировое соглашение;
  • присутствующие участники спора дают пояснения; во время дачи пояснений лица, участвующие в деле, и судья могут задавать вопросы лицу, дающему пояснения (если кто-то из участников не явился в судебное заседание, то их письменные пояснения оглашаются судьей);
  • после заслушивания пояснений судья предлагает определить последовательность исследования доказательств; участники дела могут высказать свое мнение по этому вопросу;
  • исследуются доказательства в той последовательности, которая определена судом с учетом мнения присутствующих участников процесса (показания свидетелей, письменные доказательства, заключения эксперта и т.д.). На данном этапе участники процесса могут заявить о подложности доказательств и просить суд назначить экспертизу;
  • судья предлагает участникам процесса дать дополнительные пояснения;
  • судебные прения: окончательные речи участников процесса, сначала выступает истец, затем ответчик;
  • судья покидает зал, чтобы вынести решение.

3. Вынесение решения суда

Решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. Резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела.

Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.

На практике этот срок из-за загруженности суда может растянуться в несколько раз.

При вынесении решения мировым судей имеются некоторые исключения: судья может не выносить мотивировочную часть решения, ограничившись лишь резолютивной. Подготовка мотивировочной части является обязательной, если от лиц, участвующих в деле, поступит заявление об изготовлении такового.

При этом мировой судья, объявляя резолютивную часть решения, объясняет присутствующим их право на подачу заявления о составлении мотивированного решения.

Если указанное заявление поступило, то судья должен изготовить мотивировочную часть решения не позднее, чем через пять дней с момента получения заявления о его составлении.

Кроме того, судья должен разъяснить порядок и сроки обжалования решения.

Как обжаловать решение суда

Если какая-либо из сторон не согласна с решением суда, то ей предоставлена возможность обжаловать его. Для этого необходимо не позднее месяца с момента изготовления решения в окончательной форме подать апелляционную жалобу.

Обжаловать решение суда необходимо в:

  • районный суд, если обжалуется решение мирового судьи;
  • верховный суд республики, края, области, если обжалуется решение районного суда (для Санкт-Петербурга это Санкт-Петербургский городской суд);
  • судебную коллегию по гражданским делам (или по административным делам) ВС РФ, если обжалуется решение верховного суда республики, края, области;
  • Апелляционную коллегию ВС РФ, если обжалуется решение ВС РФ, вынесенное в первой инстанции.

Сама жалоба подается через суд, который вынес обжалуемое решение. А данный судебный орган сам направит апелляцию в ту инстанцию, которая будет её рассматривать.

Источник: https://www.gestion.ru/news/articles/poryadok-i-sroki-rassmotreniya-del-v-sudakh-obshchey-yurisdiktsii/

Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Порядок рассмотрения дела

Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела.

Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Постановление Верховного Суда РФ от 03.03.2017 N 56-АД17-8Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.

26 КоАП РФ за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Решение: Производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В силу пункта 4 части 1 статьи 29.

7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья выясняет извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Решение Верховного Суда РФ от 31.10.2016 N ДК16-65Требование: Об отмене решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлены факты отсутствия контроля со стороны судьи за рассмотрением дел, ненадлежащей подготовки к судебным заседаниям, игнорирования требований арбитражного процессуального законодательства, ранее судья привлекался к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения, оспариваемое решение принято правомочным составом квалификационной коллегии судей, единогласно.

В то же время, рассматривая заявленное требование по существу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением статей 25.1, 28.2 и 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный орган не уведомил лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени, дате и месте составления протокола.

Существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности служат основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Источник: https://legalacts.ru/kodeks/KOAP-RF/razdel-iv/glava-29/statja-29.7/

Особый порядок рассмотрения уголовного дела

Порядок рассмотрения дела

Помимо принципов законности, состязательности, равноправия, разумных сроков и т.д., в уголовном законодательстве закреплен принцип процессуальной экономии. Реальным воплощением этого принципа в жизнь можно считать особый порядок рассмотрения уголовного дела в суде.

Как известно, российское уголовное судопроизводство дифференцированно. Градацию можно проводить по направленности процесса (основные, доп. и особые производства), а также по сложности процессуальной формы. Исходя из последнего критерия, особый порядок рассмотрения уг. дела относится к упрощенным производствам.

Какие же цели преследовал законодатель, вводя такой порядок:

  • ускорить процесс рассмотрения дела;
  • разгрузить судей первой инстанции;
  • сэкономить силы, время и ресурсы;
  • направить основные усилия на рассмотрение более тяжких дел.

Особый порядок рассм-я уг. дела возможен в 2 случаях: при согласии обвиняемого с обвинением и при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

В каких случаях применяется особый порядок принятия решения при согласии обвиняемого

основания применения закреплены в ст. 314 упк, и к ним относятся:

  • согласие потерпевшего, обвиняемого, частного и гос. обвинителя.
  • максимум лишения свободы, который грозит обвиняемому в преступлении, не более 10 лет.
  • обвиняемый понимает, какие ограничения накладывает на него подача ходатайства, и заявляет его добровольно, после консультации с защитником.
  • достаточность доказательств, подтверждающих обвинение. последнее основание прямо не закреплено в законе, но оно логично вытекает из принципов уп. у судьи должно сформироваться четкое понимание обоснованной виновности обвиняемого, а иначе, в соответствии с презумпцией невиновности, всякие сомнения в виновности трактуются в пользу обвиняемого.   

особенности рассмотрения дела

Порядок рассмотрения дела и вынесения приговора осуществляется в соответствии с общим порядком, но с характерными изъятиями, закрепленными в ст. 316 УПК:

  • Подсудимый вместе со своим защитником должнынепременно участвовать в заседании.Это требование установлено по той причине, чтобы суд еще раз, непосредственно, убедился в том, что обвиняемый понимает характер и последствия своего ходатайства, заявил его не по принуждению, и, главное, в полном объеме согласен с тем обвинением, которое ему предъявлено.
  • Также, в заседании непременно должны участвоватьчастный или гос. обвинитель, которые излагают сущность обвинения.
  • Если в процессе присутствует потерпевший, судья выясняет у него отношение к заявленному обвиняемым ходатайству. Если потерпевшего нет, судья проверяет факт его уведомления о времени и месте заседания.
  • Ключевая особенность: суд не исследует собранные доказательства, т.е. тот самый этап, на который уходит больше всего времени и сил, выпадает. Оценка доказательств также не производится, поэтому так важно сформированное убеждение суда в виновности обвиняемого.
  • Данные, относящиеся к личности обвиняемого, и обстоятельства, влияющие на размер наказания, изучаются судом.
  • Если кто-либо из сторон, либо сам судвыдвигает возражение противособого порядка, то он превращается в обычный порядок рассмотрения дела.
  • Вынесенное наказаниене может превышать 2/3 макс. срокаили размера наиболее строгого вида наказания.
  • Обжалование приговора в апелляции невозможно по одному из пунктов: несоответствие выводов суда фактич. обстоят-м дела. То есть, обвиняемый, впоследствии, не сможет сослаться на то, что не совершал преступление.

Досудебное соглашение о сотрудничестве

Подозреваемый (обвиняемый), с согласия защитника, может подать ходатайство о заключении такого соглашения,и в нем указать свои действия по способствованию следствию в раскрытии преступления (выдача “подельников”, розыск имущества и т.д.).

Ходатайство должно быть одобрено следователем и прокурором.

Порядок рассмотрения дела и вынесения приговора происходит в соответствии со ст. 316 УПК, с особенностями, предусмотренными ст. 317.7 УПК:

  • Гос. обвинитель и подсудимый сообщают суду о том содействии, которое оказал подсудимый.
  • Исследуются пределы и значение этого содействия, существовала ли опасность для личной безопасности подсудимого (его близких), обст-ва, относящиеся к личности подсудимого и к размеру наказания.
  • Наказание назначается на основании ч.2 и ч.4 ст. 62 УК (или более мягкое, вплоть до освобождения от отбывания наказания).
  • Приговор может быть пересмотрен, если выяснится, что подсудимый солгал или скрыл какие-либо сведения.

Таким образом, особый порядок рассм-я уголовного дела имеет существенные преимущества: для суда – это экономия времени и ресурсов, для подсудимого – возможность получить меньший срок.

Источник – https://jurysti.ru/osobyj-poryadok-rassmotreniya-ugolovnogo-dela/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c41a75a3b15be00ac3691e2/osobyi-poriadok-rassmotreniia-ugolovnogo-dela-5ca79efd0e169100b4b275c1

Этапы рассмотрения дела об административном правонарушении

Порядок рассмотрения дела

Выделяется несколько стадий рассмотрения дела об административном незаконном деянии. Речь идет:

  • об этапе, когда происходит подготовка к рассмотрению дела;
  • об этапе, на котором непосредственно происходит рассмотрение дела по существу;
  • об этапе, когда выносится и оглашается постановление по делу.

Во время подготовки дела к рассмотрению для судьи, органа или должностного лица важно выяснить ряд вопросов, которые важны в юридическом плане:

  • в их ли компетенции рассмотрение дела;
  • есть ли причины, по которым судья, член коллегиального органа, должностное лицо не могут рассмотреть дело;
  • корректно ли составлен протокол об административного незаконном деянии, а также ряд других протоколов, которые предусмотрены КОАП РФ. Помимо этого необходимо обратить внимание на то, как оформлены другие материалы дела;
  • есть ли место обстоятельствам, которые исключают производство дела;
  • в полной ли мере присутствуют материалы по делу, для того чтобы рассмотреть дело по существу;
  • определить наличие ходатайств и отводов.

Для ключевых лиц, которые рассматривают дело об административном правонарушении, не представляется возможным заниматься рассмотрением дела, при условии, что они или другие участники производства состоят в родственных связях. Помимо этого рассмотрение дела также не представляется возможным, если вышеупомянутые лица имеют прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела.

Если же присутствует хотя бы одно из вышеупомянутых обстоятельств, которые предусмотрены КоАП РФ, то судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом в обязательном порядке заявляется самоотвод. Среди органов, которым подается заявление о самоотводе, выделяются председатель соответствующего суда, руководство коллегиального органа или должностное лицо более высокого ранга.

Помимо этого заявить отвод лицам, которые занимаются рассмотрением дела об административном незаконном деянии, представляется возможным и для иных участников производства.

Замечание 1

Рассмотреть заявление об отводе может судья, орган или должностное лицо, которые занимаются производством дела. После того как заявление о самоотводе или об отводе рассмотрено, компетентный орган выносит решение удовлетворяющее заявление или отказывающее в его удовлетворении.

Во время подготовки дела к рассмотрению необходимо разрешить ряд вопросов, которые служат основой в определенных ситуациях для вынесения определения:

  • определение времени и места рассмотрения дела;
  • вопросы касательно вызова важных для рассмотрения дела лиц, о запросе важных дополнительных материалов по делу, о назначение проведения экспертизы;
  • вопросы отложения производства дела;
  • вопрос передачи обратно протокола об административном правонарушении и других важных материалов  относительно дела органам или должностным лицам, которые занимались составлением протокола, в ситуациях, когда он был составлен и оформлен неправомочными лицами или некорректном составлении или при неполном представлении материалов, которое невозможно восполнить во время рассмотрения дела;
  • в ситуациях, когда рассмотрение дела не находится в компетенции ключевых органов и лиц, которые получили на рассмотрение протокол об административном преступлении и иные материалы дела, или вынесли определение касательно отвода судьи, члена коллегиального органа или должностного лица, рассматриваются вопросы о передаче протокола об административном преступлении и иных материалов дела к рассмотрению по подведомственности. Если есть место обстоятельствам, которые исключают производство по делу и предусмотрены КоАП РФ, то необходимо вынести постановление об остановке производства по делу.

Рассматривать дело об административном незаконном деянии необходимо по месту его совершения.

При наличии ходатайства лица, по которому идет производство, представляется возможным рассмотреть дело по месту жительства указанного лица.

Если по делу об административном незаконном деянии было осуществлено административное расследование, то его рассмотрение следует производить по месту нахождения органа, который занимался проведением данного расследования.

Замечание 2

Если дело касается административного правонарушения несовершеннолетнего, родителей несовершеннолетнего и заменяющих их лиц, то такие дела следует рассматривать по месту жительства данных лиц.

Административные дела, после которых возможно применение мер в  лишении прав управления транспортными средствами, следует рассматривать по местам, где было поставлено на учет данное транспортное средство.

Замечание 3

В течение 15 дней со дня получения ключевых лиц и органов, которые имеют полномочия на рассмотрение дела, протокола об административном преступлении и иных материалов, необходимо провести рассмотрение дела об административном правонарушении.

В ситуациях, когда есть ходатайство от участников производства по делу или в ситуациях, когда необходимы дополнительные выяснения обстоятельств, время рассмотрения дела может продлить судья, орган или должностное лицо, которое рассматривает дело сроком на один месяц.

Мотивированное определение – документ о продлении указанного срока, который выносится судьей, органом или должностным лицом, которые занимаются рассмотрение дела.

В ситуациях, когда рассмотрению подлежат дела об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, рассмотреть дело необходимо в день получения протокола об административном преступлении и иных материалов.

Замечание 4

Дела, которые касаются лиц, которые подвергнуты административному задержанию, необходимо рассмотреть не позже 4 часов с момента их задержания.

Опиши задание

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрен специальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Началом рассмотрения дела судьей, органом или должностным лицом является выяснение обстоятельств, которые юридически значимы для корректного разрешения дела.

Затем следует огласить протокол об административном преступлении, а также другие материалы, если это необходимо.

После необходимо произвести заслушивание объяснений физического лица или законного представителя юридического лица, по которым происходит производство по делу.

  Далее следует огласить показания иных участников производства, заслушать пояснения специалистов и заключения экспертов. Помимо этого важно помнить и об других доказательствах. Если в рассмотрении дела принимает участие прокурор, следует заслушать и его заключение.

Замечание 4

Если дело рассматривается коллегиальным органом, то необходимо составить протокол. Требования к нему указаны в КоАП РФ.

После рассмотрения административного дела выносится постановление, которое отражается принятое решение по делу. Это может быть применение административного наказания или остановка рассмотрения дела. Вынести постановление о наложении административного наказания можно при нескольких условиях:

  • если при помощи материалов дела и во время слушаний по делу была доказана вину лица в совершении административного правонарушения;
  • при отсутствии обстоятельств, из которых не следует административная ответственность лица;
  • если нет оснований, позволяющих освободить лицо от административной ответственности.

Также есть несколько условий, позволяющих вынести постановление о прекращении производства по делу об административном преступлении:

  • если есть хотя бы одно обстоятельство, которое исключает производство по делу, которое предусмотрено в КоАП РФ;
  • если есть объявление устного замечания, предусмотренного КоАП РФ;
  • если действия или бездействия содержат признаки преступления, то прекращается производство по делу и материалы дела передаются в прокуратуру, орган дознания или орган предварительного следствия;
  • если совершенное административное правонарушение попадает под ряд статей КоАП РФ.

Состав постановления по делу об административном правонарушении

Ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает требования постановления по делу. В состав постановления по административному делу входит несколько блоков. Речь идет о вводной, описательной и резолютивной частях.

Вводная часть содержит реквизиты постановления (речь идет о номере, дате, адресе его вынесения), должность, ФИО судьи или должностного лица, состав и название коллегиального органа, которые вынесли постановление, сведения о лицах, в отношении которых происходит рассмотрение дела.

Описательная часть постановления содержит обстоятельства, которые были установлены во время рассмотрения дела, сюда же входят анализ и оценка доказательств, которые были исследованы во время рассмотрения дела.

Замечание 5

Помимо этого в описательную часть входит статья КоАП РФ или же закона субъекта РФ, которые предусматривают административную ответственность за совершение административного преступления, или же основания для прекращения производства по делу. Также в описательной части содержатся обстоятельства, которые могут смягчить или отягчить ответственность обвиняемого.

В состав резолютивной части постановления по административному делу входит мотивированное решение, признающее лицо, по которому ведется дело, виновным в совершении административного преступления.

Далее указывается статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, согласно которым указанное лицо признается виновным, тип и размер административного наказания.

После обязательно указывается время и правила обжалования постановления.

Замечание 6

В ситуациях, когда назначенное судьей наказание предусматривает возмещение имущественного ущерба, то постановление должно содержать информацию о размере ущерба, который необходимо возместить, сроки и порядок его возмещения.

Важно отметить, что постановление должно объявляться сразу после того, как завершено рассмотрение дела.

Помимо этого есть ряд случаев, когда на основании результатов рассмотрения дела об административном преступлении выносится определение:

  • предполагающее передачу дела ключевым органам и лицам, которые имеют полномочия назначить административное наказание другого типа или размера или применить другие меры воздействия, основываясь на федеральном законодательстве. К примеру, согласно ст.2.5 КоАП РФ применение мер дисциплинарного воздействия;
  • предполагающее передачу дела на рассмотрение по подведомственности, в ситуациях, когда не установлен вопрос рассмотрения дела в рамках компетенции рассматривающих его судьи, должностного лица или органа. Речь об этом идет в ст. 29.9, ч.2.

Ключевыми лицами и органами, которые рассматривали административное дело, во время установления причин административного преступления и условий, которые способствовали его совершению, вносится в необходимые организации и необходимым должностным лицам представление о принятии мер по предотвращению данных причин и условий.

Для последних важно произвести рассмотрение представления об предотвращении причин и условий, которые способствовали осуществлению административных правонарушений, сроком в месяц со дня его получения. После они должны сообщить о мерах, которые приняты, судье, должностному лицу или органу, которые вынесли постановление.

Речь об этом идет в ст.29.13.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/rassmotrenie-dela-ob-administrativnom-pravonarushe/

Рассмотрение гражданских дел в суде

Порядок рассмотрения дела

Рассмотрение и разрешение гражданских дел по существу происходит в ходе судебного разбирательства. Перед судебным разбирательством, а также в ходе него, лица участвующие в деле обязательно извещаются судом о судебных заседаниях почтовыми заказными письмами, вручаемыми под роспись.

Но, такие извещения могут быть не доставлены своевременно из-за некорректной работы почты либо по какой-либо причине своевременно не получены самим адресатом, и сроки судебного заседания могут срываться.

Поэтому, если Вам стало известно о наличии грядущего судебного разбирательства, не лишним будет проверять судебную информацию непосредственно в суде, чтобы избежать рассмотрения дела в ваше отсутствие, оставления иска без движения, без рассмотрения, возврата и т.д.

Порядок рассмотрения гражданских дел в суде

После принятия искового заявления, суд назначает судебное заседание – досудебную подготовку, о которой извещает участвующих в деле лиц.

В ходе досудебной подготовки суд выясняет поддерживаются ли исковые требования, наличие возражений, ходатайств, возможность заключения мирового соглашения. Сторонам разъясняются их права.

Основной целью досудебной подготовки является проверка готовности к рассмотрению гражданского дела. После проведения подготовки, суд назначает дату судебного рассмотрения дела по существу заявленных требований.

При назначении даты судебного заседания имеется возможность ее согласования и изменения при наличии уважительной причины невозможности явки какого-либо участвующего в деле лица. Возможность согласования дат заседаний относится ко всему порядку рассмотрения дела.

В ходе основных судебных заседаний гражданское дело рассматривается по существу. В начале судебного заседания суд проверяет явку лиц участвующих в деле. В случае неявки стороны по делу, председательствующий выясняет возможность рассмотрения дела в отсутствие одной из сторон.

В дальнейшем председательствующий разъясняет права сторон и выясняет наличие ходатайств или заявлений. Хочется отметить, что все заявления, ходатайства должны быть четко сформулированы и мотивированы в соответствии с действующим законодательством.

Не желательно высказывать суду различные просьбы, желания замечания, предположения которые не мотивированы и аргументированы, а также спорить с судьей и ссылаться на различные слухи и предположения.

В ходе судебного заседания председательствующий заслушивает истца, его представителя, а также возражения ответчика. В данной стадии судья может задавать различные уточняющие вопросы. Как правило, у каждого судьи имеется свой индивидуальный стиль ведения процесса, который может незначительно отличаться от порядка рассмотрения дела, установленного гражданским процессуальным кодексом.

После объяснений сторон суд переходит к допросу свидетелей, если они имеются и об их допросе заявлено. При допросе свидетелей первым задает вопросы сторона, которая ходатайствовала о вызове свидетелей, председательствующий задает вопросы в любое время допроса. Необходимо отметить, что стороне, которая вызывает свидетелей, желательно самостоятельно обеспечить их явку суд.

В дальнейшем, при необходимости допрашиваются эксперты, исследуются письменные и вещественные доказательства.

После исследования доказательств, суд выясняет у участвующих лиц, имеются ли у них заявления и дополнения. При их отсутствии, судья объявляет об окончании рассмотрения дела по существу и переходит к следующему этапу судебного разбирательства – прениям сторон.

В ходе судебных прений стороны подтверждают законность и обоснованность своей позиции, высказывают свое мнение о деле в целом и отдельных доказательствах. Прения могут быть выражены в письменной форме и приобщены к материалам дела.

Рассмотрение дела заканчивается после реплик сторон. После этого суд удаляется на вынесение решения, которое в последующем оглашает.

Как правило, выносится резолютивное решение, а мотивированное решение изготовляется и вручается сторонам через некоторое время.

Как видно, порядок судебного разбирательства строго регламентирован гражданским процессуальным кодексом. В ходе судебного рассмотрения гражданских дел, несомненно, необходимо знание действующего законодательства, поскольку только квалифицированный юрист может сформировать верную позицию по делу и определить стратегию и тактику его ведения в суде.

  • Анализ документов и подробная юридическая консультация.
  • Подготовка искового заявления, приложений к нему.
  • Подача иска, возражений, ходатайств и иных документов в суд.
  • Участие в судебных заседаниях.
  • Получение решения суда и иных документов.
  • Представление в суде возможно без Вашего участия.

Источник: https://skorovsud.ru/sovetyi-advokata/grazhdanskie-dela/rassmotrenie-grazhdanskix-del-v-sude

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.