Подведомственность споров третейским судом

Третейское разбирательство в Российской Федерации

Подведомственность споров третейским судом

Действие процессуального распределительного механизма подведомственности обеспечивается путем указания в законе на определенные критерии, в зависимости от которых конкретные дела поступают на разрешение третейских судов.

Критерии применяются на системной основе для разграничения гражданских дел между третейскими и государственными судами и интегрированы в общую систему критериев подведомственности гражданских дел.

В связи с этим можно выделить следующие критерии:

  1. наличие действительного третейского соглашения;
  2. характер спорного правоотношения;
  3. субъектный состав спора;
  4. спорный характер дела.

Наличие действительного третейского соглашения. Основным критерием, определяющим подведомственность дела третейскому суду, является наличие между сторонами действительного соглашения о передаче спора на рассмотрение третейского суда. На основе этого критерия разграничиваются дела между третейскими и государственными судами.

В качестве основания для отнесения дела к подведомственности третейского суда может рассматриваться только действительное и исполнимое третейское соглашение. Недействительное арбитражное соглашение не порождает правовых последствий, кроме тех, которые связаны с такой недействительностью. Подчеркивая значение арбитражного соглашения, О.Ю.

Скворцов отмечает, что переплетение публичного и частного в третейском судопроизводстве заключается в том, что частные лица своим усмотрением изменяют публично значимые отношения — подведомственность рассмотрения дел, устанавливаемую государством в целях реализации одной из государственных функций — осуществления правосудия и защиты субъективных гражданских прав. Возможность изменения подведомственности рассмотрения спора, по его мнению, является фундаментальным принципом третейского процесса, без которого невозможно представить существование этого института, усмотрением частного лица меняется, казалось бы, незыблемая основа публичной власти — исключительное право государства осуществлять разрешение спора.

Традиционно считается, что использовать третейскую форму защиты права можно лишь в отношении споров, которые возникли или могут возникнуть в связи с какими-либо конкретными правоотношениями. Попытка передать в третейский суд любые споры между сторонами или все споры вообще может быть квалифицирована как отказ от обращения в суд, который по закону недействителен.

Характер спорного правоотношения. В третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. I Закона о третейских судах).

Общий круг дел, допустимых к рассмотрению и разрешению третейскими судами, конкретизирован рядом федеральных законов.

В третейский суд также могут быть переданы земельные споры, имущественные споры, связанные с пользованием недрами, споры между государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью соглашений о разделе продукции, и некоторые другие.

Ограничение круга споров, допустимых к рассмотрению третейскими судами, осуществляется федеральными законами. Не могут рассматриваться третейскими судами споры, связанные с защитой патентных прав, некоторые категории споров из отношений, возникающих на рынке ценных бумаг, дела о банкротстве.

Некоторые категории споров, возникающих из определенных гражданско-правовых отношений, могут быть изъяты из подведомственности третейских судов. Например, споры из сделок о приватизации не могут быть предметом третейского разбирательства1См., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 10 апреля 2001 г.

№3515/00..

Составной частью рассматриваемого критерия является допустимость рассмотрения третейскими судами определенных категорий правовых споров (арбитрабельность). Характер спорного правоотношения выступает также и в качестве условия действительности арбитражного соглашения — допустимости рассмотрения спора третейским судом.

Критерий характера спорного правоотношения используется для разграничения дел между третейскими и государственными судами.

Субъектный состав участников спора. На основе этого критерия разграничиваются дела между третейскими и государственными судами, а также между третейскими судами и международными коммерческими арбитражами.

Субъектный состав участников спора как критерий подведомственности дел третейским судам сохраняет свое значение в отношении дел, одной из сторон в которых выступают публично-правовые образования.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, выступая в качестве субъектов гражданско-правовых отношений, не могут быть стороной третейского разбирательства (во «внутренних» третейских судах), поэтому дела с их участием подведомственны государственным судам.

Спорный характер дела. На рассмотрение в третейские суды могут быть переданы только споры, которые возникли или могут возникнуть в связи с определенным гражданским правоотношением. Третейские суды не могут рассматривать бесспорные дела, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Таким образом, в третейский суд для рассмотрения и разрешения могут быть переданы дела по спорам юридических лиц и (или) граждан, возникших из гражданских правоотношений, в отношении которых имеется действительное и исполнимое третейское соглашение, за изъятиями, установленными федеральными законами.

Применение критериев подведомственности дел третейским судам неизбежно влечет применение полученных результатов при определении подведомственности дел по оспариванию решений третейского суда и принудительному исполнению решений третейского суда в соответствующих судах по правилам, предусмотренным гл. 46, 47 ГПК РФ, § 1 и 2 гл. 30 АПК РФ.

Заслуживает внимания выдвинутое О.Ю. Скворцовым предложение об использовании признака отсутствия законодательного запрета для определения подведомственности дел третейским судам.

Его применение связано с исключительной подведомственностью дел определенным государственным органам, поэтому этот признак не может рассматриваться в качестве критерия.

Однако его использование имеет исключительно важное значение в правоприменительной деятельности.

Так, если в процессе рассмотрения дела третейским судом в отношении ответчика возбуждено производство о признании его несостоятельным (банкротом), подведомственность дела изменяется, несмотря на все обстоятельства, послужившие основанием для принятия его к производству. По мнению О.Ю.

Скворцова, механизм действия договорной подведомственности состоит в том, что законодатель в порядке исключения из общего правила о подведомственности известной категории дел каким-либо органам, которые выступают как основные, устанавливает возможность передачи этих дел на основании соглашения сторон на разрешение какого-либо дополнительно предусмотренного законом органа.

Заключение соглашения (договора) требуется лишь для обращения с делом к дополнительному юрисдикционному органу.

Для рассмотрения же его основным органом никакого договора не требуется2См.: Осипов Ю.К. Подведомственность юридических дел. С. 45-46.. Поддерживая данную позицию, М.Ю.

Лебедев замечает, что третейская под ведомственность сочетает в себе как элементы специальной (договорной) подведомственности (поскольку она основывается на соглашении сторон), так и элементы общей подведомственности (ибо на возможность установления договорной подведомственности будут влиять в том числе и критерии, определяющие общую подведомственность)3См.: Лебедев М.Ю. Развитие института юрисдикции и его проявление в третейском суде: автореф. дис канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 11..

Распределение юридических дел между третейскими судами и международными коммерческими арбитражами осуществляется на основе процессуального механизма подведомственности с использованием двух критериев — характера спорного правоотношения и субъектного состава участников спора.

В соответствии с законом в международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Источник: https://isfic.info/tpro/skvor20.htm

Компетенция третейского суда

Подведомственность споров третейским судом

Третейский суд, как и любой суд, входящий в систему государственных судов общей юрисдикции или арбитражных судов, обладает определенной компетенцией. До принятия Федерального закона от 29.12.2015 г.

№ 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 382) и внесения изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – АПК РФ) и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ) существовал ряд проблем в определении компетенции третейских судов (например, серьезной проблемой было арбитрабильность корпоративных споров).

Под компетенцией необходимо понимать полномочие третейского суда на рассмотрение и разрешение спора.

В части 3 статьи 1 – ФЗ № 382закреплено, что втретейское разбирательство по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений. При этом федеральным законом могут устанавливаться ограничения на передачу некоторых категорий споров.

Аналогичные нормы встречаются в ГПК РФ (часть 3 статьи 3) и АПК РФ (часть 6 статьи 4).

Таким образом, мы можем говорить, что есть два основания, определяющих компетенцию третейского суда:

  1. наличие третейского (арбитражного) соглашения между сторонами;
  2. подведомственность спора третейскому суд.

Стоит начать с последнего основания. Так, в общем виде подведомственностьможно представить, как круг дел, которые могут быть рассмотрены третейским судом.

Анализируя часть 3 статьи 1 ФЗ № 382, можно выделить следующие критерии подведомственности дел третейским судам:

  1. форма правового конфликта (третейский суд может рассматривать дела только в форме спора, но не в форме правонарушения);
  2. характер правоотношений сторон, в рамках которого возник конфликт (здесь речь идет исключительно о гражданско-правовых отношениях, являющихся предметом исключительно гражданского права(т.е. споры из семейного, земельного, жилищного, трудового права не могут быть подведомственны третейскому суду);
  3. субъектный состав (только юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица);
  4. отсутствие исключений из подведомственности (так, третейским судам не подведомственны дела о несостоятельности (банкротстве), споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, споры, отнесенные к подсудности Суда по интеллектуальным правам, дела, возникающие и административных и иных публичных правоотношений, некоторые категории корпоративных споров, антимонопольные споры, споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью,споры о выселении граждан из жилых помещений и иные виды споров). Более детальный перечень ограничений содержится в статье 33 АПК РФ и статье 22.1 ГПК РФ.

Как указывалось ранее, одним из двух элементов компетенции третейского суда выступает третейское (арбитражное) соглашение.

Согласно части 1 статьи 7 ФЗ № 382 под третейским (арбитражным) соглашением понимается соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет.

Таким образом третейское (арбитражное) соглашение выступает обязательным условием рассмотрения спора в третейском суде. Именно соглашение наделяет третейский суд компетенцией рассматривать спор. Третейский суд правомочен рассматривать спор только тогда, когда стороны заключили соглашение.

Так, заключив третейское (арбитражное) соглашение стороны связывают себя обязательством при возникновении спора обратиться за его разрешением в третейский суд и одновременно воздержаться от обращения в государственный суд.

Если арбитражный суд после принятия искового заявления к производству установит, что сторонами заключено третейское (арбитражное) соглашение, регулирующее рассмотрение спора в третейском суде, то согласно статье 148 АПК РФ суд может оставить исковое заявление без рассмотрения.

Чтобы суд оставил заявление без рассмотрения любая из сторон должна заявить о наличии соглашения до первого своего заявления по существу спора в суде первой инстанции. Исключением выступает ситуация, когда арбитражный суд установит, что соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.

Аналогичные положения содержится встатья 222 ГПК РФ.

Согласно стать 16 ФЗ № 382, третейский суд уполномочен рассматривать вопросы о своей компетенции. Так, суд может самостоятельно вынести постановление касательно своей компетенции по рассмотрению спора или по заявлению одной из сторон. Такое заявление должно быть сделано не позднее первого заявления стороны по существу спора.

Если суд примет постановление по вопросу своей компетенции до вынесения решения, то сторона, несогласная с решением, может его обжаловать в государственный суд в течение месяца. При этом обжалование постановления в государственном суде не препятствует продолжению рассмотрения спора в третейском суде и принятии арбитражного решения (часть 3 статьи 16 ФЗ № 382).

Помимо разрешения спора по существу третейский суд в рамках своей компетенции уполномочен решать вопросы, касающиеся обеспечительных мер (статья 17 ФЗ № 382).

Однако третейский суд не обладает полномочиями на выдачу исполнительных листов, поэтому в случае необходимости реализации обеспечительных мер, принятых третейским судом, необходимо дополнительно обратиться в государственный суд (статья 423 ГПК РФ и статья 236 АПК РФ).

Статья подготовлена  16.11.2016 

Владислав Шелудяев, юрист Юридической фирмы «BRACE»

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/protsessualnoe-pravo/932-kompetentsiya-tretejskogo-suda

Подведомственность дел третейским судам | Студент-Сервис

Подведомственность споров третейским судом

В третейский суд по соглашению сторон может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено законом. Статья 22.1. содержит перечень дел, подлежащих рассмотрению третейским судом (введена Федеральным законом от 29.12.2015 №409-ФЗ).

1. Споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, подведомственные судам в соответствии с настоящим Кодексом, могут быть переданы сторонами на рассмотрение третейского суда при наличии между сторонами спора действующего арбитражного соглашения, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда подведомственные судам в соответствии с настоящим Кодексом:

  • споры, предусмотренные пунктом 4 части первой статьи 22 настоящего Кодекса;
  • споры, возникающие из семейных отношений, в том числе споры, возникающие из отношений по распоряжению опекунами и попечителями имуществом подопечного, за исключением дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
  • споры, возникающие из трудовых отношений;
  • споры, возникающие из наследственных отношений;
  • споры,возникающие из отношений,регулируемых законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества;

Пункт 6 части 2 статьи 22.1 (в редакции Федерального закона от 29.12.

2015 N 409-ФЗ) не применяется со дня вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок определения постоянно действующего арбитражного учреждения, которое вправе администрировать споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 29.12.2015 N 409-ФЗ).

  • споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
  • споры о выселении граждан из жилых помещений;
  • споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде;
  • иные споры в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом.

Арбитражные соглашения о передаче в третейский суд споров, предусмотренных настоящей статьей, могут быть заключены не ранее 1 февраля 2017 года. Указанные арбитражные соглашения, заключенные ранее 1 февраля 2017 года, считаются неисполнимыми (Федеральный закон от 29.12.2015 N 409-ФЗ).

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

3.

Споры между участником юридического лица и самим юридическим лицом и споры по искам участников юридического лица в связи с правоотношениями юридического лица с третьим лицом, если у участников юридического лица есть право на подачу такого иска в соответствии с федеральным законом, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда в соответствии с частью четвертой настоящей статьи только в случае, если это юридическое лицо, все его участники, а также иные лица, которые являются истцом или ответчиком в указанных спорах, заключили арбитражное соглашение о передаче в третейский суд указанных споров.

4.

Указанные в части третьей настоящей статьи споры могут рассматриваться третейским судом только при передаче указанных споров на рассмотрение третейского суда с местом арбитража на территории Российской Федерации, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, утвердившим и опубликовавшим специальные правила разбирательства корпоративных споров в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Критерии подведомственности дел третейскому суду:

  • наличие третейского соглашения;
  • отсутствие по данному спору решения компетентного суда;
  • отсутствие по спору исключительной компетенции суда общей юрисдикции или арбитражного суда.

Неподведомственны третейскому суду следующие споры:

  • дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  • споры в сфере трудовых отношений;
  • дела о несостоятельности (банкротстве);
  • дела исключительной подсудности судам общей юрисдикции (ст.30 ГПК РФ);
  • дела исключительной подсудности арбитражным судам (ст.38 АПК РФ);
  • дела, вытекающие из отношений публичного характера и административно-правовые споры (н. р. защита недееспособных, споры в сфере лицензирования, наложения административного штрафа и т.д.).

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/podvedomstvennost-del-tretejskim-sudam/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.