Дети которые остались без родительского попечения это

Содержание

Права детей-сирот

Дети которые остались без родительского попечения это

Российская Федерация полностью содержит несовершеннолетних лиц, которые по стечению жизненных обстоятельств оказались в сложном положении – это дети, оставшиеся без попечения родителей и дети-сироты. Каждый из регионов определяет свой уровень соцподдержки, привилегий и денежных начислений.

Совсем неважно, сколько времени находятся сироты в домах детства. Их никто не может лишить недвижимости и другого имущества, доставшегося им от родителей и других родственников, а их доходы (пенсионные выплаты, алименты) подлежат обязательному накоплению на сберегательных книжках.

Кого принято считать сиротами

Депутаты госдумы РФ приняли Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.

1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором понятия «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «дети-сироты» имеют различные определения.

Детьми-сиротами именуются жители России до 18 лет, которые потеряли одного или обоих родителей. А к детям, оставшимся без попечения родителей, относят несовершеннолетних, чьи мать и отец:

  • неизвестны;
  • лишились возможности растить и воспитывать ребенка либо их частично отстранили от этого;
  • пропали без вести, их объявили умершими (это должно быть официально признано);
  • стали недееспособными или суд ограничил их дееспособность;
  • являются заключенными в тюремных учреждениях;
  • совершили преступное деяние и находятся в следственных изоляторах;
  • отказались их воспитывать, защищать и материально содержать.

Граждане, которые лишились единственного или обоих родителей до наступления 18 лет, могут рассчитывать на дополнительную поддержку со стороны государства до того времени, пока им не исполнится 23 года.

Все воспитанники сиротских учреждений наделены следующими правами:

  • обеспечение питанием, одеждой, проживание и прохождение школьной программы;
  • развитие таланта в творчестве, спорте, науке и т. д.;
  • содействие в учебном процессе и коррекция обнаруженных отклонений.

Чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей и дети-сироты развивались всесторонне, им предоставляется право на посещение факультативов разнообразных профилей, секций во всех видах заведений, а также возможность участия в конкурсах или олимпиадах.

Льготы и пособия

Соцподдержка и преимущества для этих детей устанавливаются депутатами областных дум. Детские дома обязаны обеспечивать своих воспитанников бесплатно всем необходимым для жизни: полноценным питанием, одеждой, обувью, бельем и прочим. Сиротские учреждения также бывают федеральными, которые финансируются за счет государственного бюджета.

ВАЖНО! После выдачи аттестатов о полученном образовании дети выпускаются из учреждений, но им безвозмездно предоставляется одежда, обувь, белье, деньги в размере от 500 рублей и выше. Если сирота имеет желание, вещи можно заменить единовременной выплатой.

У каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, во время прохождения профессионального обучения есть возможность ездить на общественных видах транспорта и не платить за проезд в пункте проживания и за его пределами (пригородные маршруты).

Федеральный закон № 324-ФЗ от 21.11.2011 «О бесплатной юридической помощи» позволяет детям-сиротам и их опекунам (при посещении адвокатов для ведения дел, которые непосредственно касаются сирот) на безвозмездной основе получать услуги юристов.

Право детей-сирот на медицинское обслуживание

Детям-сиротам гарантирована бесплатная медпомощь во всех больницах и поликлиниках, кроме частных. В нее входит:

  • оказание медицинских услуг с применением высоких технологий;
  • полное ежегодное обследование организма;
  • процедуры по оздоровлению;
  • медосмотры;
  • лечение заграницей за счет федерального финансирования.

Во внеочередном порядке для сирот предоставляются путевки в санатории, курорты и лагеря. Им обеспечена бесплатная поездка в оба конца, если билеты были куплены самостоятельно на собственные средства, то затраты компенсируются.

Право детей-сирот на трудовую деятельность

Все выпускники сиротских учреждений должны быть официально трудоустроены, для них гарантируется защита от безработицы. Обращаясь в центры занятости, они получают содействие со стороны специалистов в поиске вакантных должностей, дальнейшего трудоустройства, и, при необходимости, помощь в выдаче направления на приобретение выбранной профессии либо дополнительного профобразования.

Если сироты встали на учет в центре занятости граждан и занесены в реестр как безработные, но они получают образование по направлению от специалистов биржи труда, им выплачивается стипендия и пособие.

ВАЖНО! Если сирот увольняют в связи с ликвидацией предприятия или сокращением сотрудников, то директорат обязан оплатить им профобучение и трудоустроить.

Привилегии в сфере образования

Граждане, получившие школьные аттестаты в сиротских домах, могут подавать заявки в ПТУ, колледжи, ВУЗы и рассчитывать на бюджетные места очного обучения. Дети-сироты безвозмездно могут обучаться:

  • на курсах для абитуриентов;
  • дважды в училищах, техникумах, и один раз в ВУЗах;
  • по программе профподготовки один раз (рабочие специальности).

ВНИМАНИЕ! Если во время учебной деятельности студент становится сиротой, ему предоставляться соцподдержка и оплата за образовательные услуги со стороны бюджета.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” наделяет региональные власти обязанностью выдавать социальную стипендию и единовременную выплату каждый год на покупку учебников и канцелярских товаров. Выплата равняется трехкратному размеру начисляемой соцстипендии.

Если директора детских домов дают разрешение, их выпускники, проходящие обучение в училищах, колледжах и ВУЗах на время каникул могут приезжать в родные дома детства, бесплатно там проживать и питаться. Они также имеют возможность бесплатно совершать поездки в оба конца один раз в год.

Если дети-сироты во время учебного процесса берут академический отпуск (в случае наступления необходимости в лечении, при беременности, уходе за детьми младше 3-х лет), им предоставляют полное соцобеспечение со стороны государства и продолжают выплачивать стипендии.

Право на жилье

Правительство Российской Федерации постановило предоставлять детям-сиротам благоустроенную жилплощадь во временное пользование на 5-летний период. Если он закончился, а сирота находится в бедственном положении, то наем квартиры разрешается пролонгировать еще 1 раз на 5 лет. Процесс предоставления помещений регулируется субъектами РФ.

Чтобы получить квадратные метры, сироты должны достигнуть совершеннолетия (либо полной дееспособности до 18 лет) и подать письменное заявление по установленному образцу. Дети могут стать обладателями нового жилья после выпуска из детского дома, приобретения профессии по программам образовательных учреждений, завершения армейской службы или тюремного заключения.

Если дети-сироты имеют права собственности на объекты недвижимости, где им разрешено проживать, они также могут претендовать на жилплощадь. Невозможность нахождения в квартирах и частных домах определяется, если есть одна из нижеследующих причин:

  • на жилой территории постоянно проживают родители, которых лишили прав на воспитание этих детей и не переселенные по приговору суда (сюда же относятся тяжело болеющие люди);
  • жилплощадь не соответствует санитарным и техническим стандартам;
  • при вселении ребенка, количество квадратных метров на одного проживающего уменьшается и становится менее установленного минимума.

В соответствии с Семейным кодексом, дети-сироты, над которыми оформили опекунство/попечительство либо их усыновили, обладают такими же правами, как и родные дети. Семейный Кодекс РФ закрепляет за сиротами получение содержания от родителей.

Но если этих детей усыновляют другие люди, то они теряют свои имущественные права, гарантированные им от кровных родственников. В случае потери одного или обоих родителей до факта усыновления, сирота может законно наследовать их имущество и получать пенсию.

ВАЖНО! Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829, все денежные поступления сироты, приемные родители/опекуны должны тратить только на нужды ребенка, предварительно получив одобрение от органа опеки.

Директора детских домов обязаны сохранять на банковских счетах алименты, поступающие от родителей. По существующим правилам они могут расходовать на детей только 50% дохода от этих сумм.

Как только они покидают стены учреждения, руководство передаем им право пользования счетом с накопленными деньгами: алименты за все время жительства в доме детства + половину начисленных процентов за размещенные вклады.

Дети-сироты являются одной из самых незащищенных групп российских жителей и должны полностью содержаться на средства соответствующего субъекта РФ.

Чтобы они смогли органично вступить в социум и полноценно жить и работать, страна наделяет их преимуществами в виде бесплатных образовательных услуг, официального первоочередного трудоустройства, обеспечения путевками в санатории и лагеря, лечения и предоставления жилых помещений.

Источник – https://govcare.ru/opeka/deti-siroty

Источник: https://zen.yandex.ru/media/urist/prava-deteisirot-5a9d024d830905aeeb83fe45

Откуда берутся дети, оставшиеся без попечения родителей – ИСППП

Дети которые остались без родительского попечения это

Дети остаются без попечения родителей по самым разным жизненным обстоятельствам, многие из которых прямо указаны в законе, а часть — «прячется» в формулу «при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения».

Изменения в Семейном кодексе в связи с принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве» добавили в этот перечень также случаи, когда родители своим действием или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию. В подобных ситуациях и ранее ребёнка отбирали из семьи, но теперь это прописано в законе отдельной строкой.
Итак, дети остаются без попечения родителей следующих случаях:

✓ родители (единственный родитель) умерли;

✓ родители ребёнка неизвестны (“подкидыши”);

✓ родители лишены родительских прав;

✓ родители ограничены в родительских правах;

✓ родители признаны недееспособными;

✓ родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение;

✓ родители длительно отсутствуют

— в том числе родители признаны (судом) безвестно отсутствующими;

✓  родители уклоняются от воспитания детей;

✓ родители уклоняются от защиты прав и интересов детей

— в том числе, когда отказываются взять своих детей из какого-либо учреждения (“отказники”);— когда родители не берут своих детей из учреждений, формально не отказываясь от их воспитания (в данную категорию входят и случаи, когда мама «сбежала» из роддома, но личность её была установлена);

— когда одинокая мать ребёнка, оставившая его на полное государственное попечение, не поддерживает контактов с ребёнком и не принимает участия в его воспитании;

✓  родители действием создают угрозу жизни и здоровью ребёнка;

✓ родители бездействием способствуют созданию угрозы жизни или здоровью ребёнка;

✓ родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей;

✓ все иные случаи отсутствия родительского попечения

— в том числе заключение родителей под стражу или назначение приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.

Возможны также различные комбинации причин, по которым ребёнок оказался без попечения родителей. Например, мама лишена родительских прав, отец — в местах лишения свободы. Или: отец — погиб, мать — помещена в больницу.

Следует учитывать, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребёнок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребёнок является оставшимся без попечения родителей — отсутствие такого попечения по любой, в том числе и уважительной, причине.

Для признания ребёнка оставшимся без попечения родителей причина, по которой утрачено родительское попечение, значения не имеет

Абсолютно все дети, оставшиеся без попечения родителей, за исключением тех детей, которые находятся на попечении (фактически находятся) у своих родственников (абзац второй п. 1 ст.

122 СК РФ не обязывает органы опеки и попечительства принять на себя функции по законному представительству в случае, если ребёнок находится на попечении родственников, но не родителей), должны найти защиту у органов опеки и попечительства, которые обязаны немедленно принять на себя функции по законному представительству ребёнка и предпринять меры к его устройству.

Важно отметить, что и в случае, когда несовершеннолетний оказался «под присмотром» родственников (но не родителей), ребёнок всё равно будет считаться оставшимся без попечения родителей.

Органы опеки и попечительства обязаны и тогда защищать права и интересы этого ребёнка, за исключением необходимости немедленно обеспечивать такую защиту до устройства ребёнка (то есть, например, немедленно обеспечить безопасное содержание и воспитание – передать ребёнка в приют или иную организацию).

Вопрос о жизненном устройстве ребёнка всё равно остаётся открытым, и ответственность за такое устройство с органов опеки не снимается.

Поскольку законом установлен 30-дневный срок, в течение которого органы опеки должны осуществить постоянное устройство ребёнка, оставшегося без попечения родителей, следует понимать, что отсутствие родителей в течение меньшего срока, чем 30 дней, и наличие родственников ребёнка, осуществляющих заботу о нём, не обязывает органы опеки осуществлять жизненное устройство ребёнка. Однако если родители оставили ребёнка «на родственников» на срок, превышающий 30 дней, органы опеки и попечительства должны признать такого ребёнка оставшимся без попечения родителей и принять меры для назначения ему опекуна или попечителя (прежде всего, из числа заботящихся о нём родственников) для обеспечения законного представительства несовершеннолетнего.

Зачем нужно устройство в семью

В отличие от взрослых и полностью дееспособных граждан, ребёнок, в силу возраста, определённой психической и физической неразвитости, не в состоянии самостоятельно защитить свои права и интересы во «взрослом» мире, не способен сам себя прокормить, одеть и, тем более, воспитать. Некоторые решения, которые принимают взрослые в отношении самих себя (согласие на медицинскую операцию, защита своих прав в судебном и административном порядке и т. п.), ребёнок принять не вправе. Для этого у него есть специальный взрослый человек — законный представитель.

В обычном случае функцию защиты и представительства выполняют родители ребёнка.

Именно они обязаны заботиться о его здоровье, развитии, воспитании, защите и образовании — словом, делать всё то, что называется родительскими обязанностями или, шире, родительским попечением.

Без родительского попечения ребенок беззащитен, некому отстаивать его права, блюсти его интересы, содержать, заботиться о здоровье, наконец, воспитывать. Сам ребёнок с подобным списком потребностей справиться не может.

Даже «взрослый» ребёнок, подросток, который теоретически мог бы сам себя обеспечивать, вряд ли является настолько зрелой личностью, что способен воспитывать сам себя.

Именно поэтому законодательство содержит требование о немедленном устройстве ребёнка, предписывая не допускать ситуации, когда за судьбу ребёнка никто не отвечает.

Именно поэтому до момента устройства ребёнка (в семью или в учреждение) исполнение обязанностей по защите прав и интересов ребёнка автоматически передаётся органам опеки и попечительства.
Однако никакие органы опеки не в состоянии воспитывать детей или заниматься их развитием.

И потому ребёнок, оставшийся без попечения родителей, должен быть как можно скорее устроен либо в семью, либо, в крайнем случае, в специализированную организацию с тем, чтобы его развитие, воспитание, образование пострадали в наименьшей степени.

Устройством ребёнка, оставшегося без попечения родителей, называют передачу полномочий по защите прав и законных интересов ребёнка (включая обязанности по воспитанию, заботе о здоровье ребёнка), законного представительства ребёнка от одного лица (субъекта) к другому

В момент, когда ребёнок выявлен как оставшийся без попечения родителей, полномочия по защите прав и интересов несовершеннолетнего возникают у органов опеки и попечительства. Они в этот момент становятся законным представителем несовершеннолетнего.

Необходимо обратить внимание на то, что для возникновения прав и обязанностей органов опеки и попечительства по законному представительству ребёнка, оставшегося без попечения родителей, не требуется издания какого-либо отдельного акта.

Данные правоотношения возникают в силу закона в момент утраты родительского попечения.

Устройством ребёнка будет являться его передача органами опеки и попечительства под опеку или на усыновление, например, при передаче выявленного ребенка, оставшегося без попечения родителей, под опеку физическому лицу (лицам), либо в приёмную семью (законным представителем был орган опеки и попечительства — стал опекун или приёмные родители).

При усыновлении воспитанника детского дома также имеет место устройство ребёнка (законным представителем было учреждение — стал усыновитель).

Источник: https://isppp.site/portfolio/obpr/

Сироты и дети оставшиеся без попечения родителей: разница понятий, права и льготы

Дети которые остались без родительского попечения это

Порой ребёнок остаётся в одиночестве и-за преждевременной смерти самых близких для него людей. Помимо этого, большому числу детей не хватает семейного уюта и при здравствующих родителях. Такие дети составляют две категории – сироты и оставшиеся без родительского попечения.

В обоих случаях дальнейшей жизнью ребёнка начинают заниматься государственные органы.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, кто они?

К такой категории относятся малолетние граждане до достижения ими 18 лет, родители которых не могут или не желают исполнять свои обязанности. Причинами для присвоения детям статуса оставшихся без родительского попечительства являются случаи, когда родители:

  • лишены прав воспитывать детей или частично ограничены в этом праве;
  • один из родителей признан полностью или частично недееспособным;
  • тяжёлое заболевание у одного или обоих родителей, из-за которого невозможно полноценное воспитание и материальное обеспечение ребёнка;
  • числятся без вести пропавшими;
  • подозреваются в совершении правонарушений;
  • находятся в местах заключения;
  • намеренно не желают воспитывать ребёнка;
  • не выполняют свои обязанности, отказываются защищать права и интересы ребёнка.

При таких условиях вопросами устройства малышей в приёмные или патронажные семьи, в специальные учреждения приходится заниматься государственным социальным службам, которые выявляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, ведут их учёт и контролируют дальнейшую жизнь, питание и развитие отданных на воспитание другим людям детей.

Разница понятий «сироты» и «дети, оставшиеся без попечительства родителей»

Сиротами признаются дети, родители которых умерли. Без родительского попечительства же остаются дети, родители которых не могут или осознанно не хотят воспитывать ребёнка и заботиться о нём. В этом случает используется также понятие «социальные сироты».

Льготы

В качестве помощи детям, по разным причинам лишившихся самых близких людей, государством предусмотрены льготы.

Лицам, родителей которых нет в живых, положена пенсия по потере кормильца. Её размер зависит от трудового стажа родителя. При достаточном трудовом стаже ребёнок будет получать трудовую пенсию, если стажа мало – социальную.

Выплаты производятся до момента совершеннолетия или до достижения наследником 23 лет, если он учится на очном отделении учебного заведения.

При зачислении в различные учебные заведения такие дети пользуются привилегиями в виде:

  • повышенной стипендии;
  • бесплатного питания;
  • получения финансовой помощи для покупки предметов первой необходимости;
  • льготного проезда на любом виде общественного транспорта.

Студенты ежегодно один раз получают тройную стипендию, предназначенную для приобретения принадлежностей для обучения.

После завершения обучения выпускник может обратиться в службу занятости. Сотрудники службы помогают трудоустроиться, проверив профессиональную пригодность и поставив его на учёт.

При отсутствии опыта работы он полгода будет получать пособие, размер которого равен средней зарплате по региону.

Медицинская помощь также совершенно бесплатна, как обычный осмотр, так и требуемые оперативные вмешательства. Финансы на оплату лечения берутся из государственной казны.

Помимо всего перечисленного, предусмотрено бесплатное оздоровление в лагерях, санаториях и пансионатах. Оплата путёвки также производится государством.

Что касается жилья, и здесь государство не оставляет сирот и детей без родительского попечительства без помощи. После выпуска из интерната и достигший 18-летнего возраста ребёнок является претендентом на получение собственных квадратных метров жилой площади.

Но для этого должны быть следующие условия: ребёнок-сирота или оставшийся без попечения родителей не должен иметь социального или собственного жилья (доставшегося от родителей), у родственников также не имеется достаточных квадратов, чтобы оформить прописку, а если жильё имеется, то не соответствует санитарным и другим нормам.

При соблюдении этих условий ребёнок ставится в очередь на получение жилья.

Льготы касаются и коммунальных платежей. Для их получения ребёнок должен обучаться в школе или учебном заведении профессионального образования по очной форме, а также должен иметь жилое помещение. При этих условиях лица указанной категории освобождены от уплаты коммунальных платежей и платы за проживание.

При наличии собственного жилья положена 100-процентная скидка. При проживании на территории опекуна льгота распределяется на норму площади, достаточной для опекаемого.

Права

Дети-сироты и оставшиеся без родительского попечительства являются слабо защищённой социальной группой населения, им нужна особая государственная поддержка. Права таких детей регулирует Федеральный закон № 159 от 21.12 1996 г.

Лица из указанных категорий имеют следующие права:

  • личные: данными правами гарантируются уважение чести и достоинства, защита от злоупотреблений опекуном или попечителем, воспитание в опекунской или попечительской семье, общение с родителями и родными, выражение собственного мнения при возникающих вопросах о своих интересах, необходимые условия для проживания, воспитания, образования, развития за счёт государственных средств;
  • имущественные: эти права касаются социальных выплат, пенсий, алиментов, пособий, сохраняют права собственности на жильё, доходы, полученное в дар или по наследству имущество, внеочередное получение жилья;
  • на бесплатное образование;
  • на бесплатное медицинское обслуживание;
  • на помощь в трудоустройстве;
  • на получение жилья.

Виды социальной помощи

Социальная помощь, оказываемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечительства родителей, бывает следующих видов:

  1. Материальная. Государство обеспечивает возможность бесплатно проживать в интернатах, предоставляет одежду, питание, предметы обучения, средства для устройства жизни, жильё, бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта;
  2. Нематериальная. Государство гарантирует бесплатное образование, медицинское обслуживание, права на жильё и трудоустройство.

Государство проявляет максимальную заботу о детях-сиротах и оставшихся без родительского попечительства, защищая их права и гарантируя множество льгот во всех сферах жизни.

Правительство РФ заботится о том, чтобы дети указанных категорий обрели семью, будь то опекунская или патронажная. Для этого установлены выплаты единовременных и ежемесячных пособий, определены льготы для опекунов и попечителей.

Однако недобросовестным людям, имеющим корыстные цели при оформлении опекунства, получить такую выгоду не удастся, поскольку надзорными органами тщательно контролируется жизнь детей, находящихся под опекой, до достижения ими 18-летнего возраста.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/bez-popechitelstva.html

Дети оставшиеся без попечения родителей: кто это и чем отличаются от детей-сирот, как их устраивают и какие права они имеют

Дети которые остались без родительского попечения это

Когда у ребенка нет родителей, он попадает в сложные ситуации, решать которые необходимо собственными силами, помогать ему некому. Что касается поддержки и участия взрослых, то они чисто формальные либо отсутствуют вовсе.

Вопрос касается не только тех, чьи родители умерли, а также лишены родительских прав, они признаны пропавшими без вести либо недееспособными, пребывание в заключении. Учитывая актуальность проблемы, нужно разобраться в том, на что могут рассчитывать дети, каким привилегиями и правами они владеют по закону.

Отличие сирот от детей которые не имеют опеки родителей

Нужно понять терминологию, используемую в законодательстве.

Основные отличия:

  1. Сироты – это такие дети, которые не достигли совершеннолетия, остались без одного либо обоих родителей по причине смертельного исхода.
  2. Дети, оставшиеся без попечения родителей – к ним относятся те, кому не исполнилось восемнадцати лет. Именно они лишились опекунства на фоне отсутствия родительских прав, недееспособности, гибели, пребывания в тюрьме.

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, испытывает непередаваемую боль и травму нервного типа. Это плохое, а иногда ужасное обращение в собственной семье, что подкрепляется отрицательным жизненным опытом, а также факт разрыва семейных уз.

Вынужденная разлука с собственными родителями воспринимается так, будто они умерли. К таким детям нужен особый подход, поддержка, важно показать им правильную модель отношений в семье, обществе.

Желательно, чтобы дети без попечения родителей обрели хорошего, надежного наставника, настоящего друга, который поделится жизненным опытом, мудростью и знаниями.

Дети, принадлежащие к представленной категории, страдают от нарушений эмоционального фона. Они имеют множество комплексов, ряд негативных переживаний. Проявляется повышенный уровень агрессии, тревожности, нервозности, им сложно общаться с людьми.

Важно! Ребенок-сирота и ребенок без родительского попечения, который находится в интернате, зачастую не имеет никаких жизненных навыков.

Основные обязательства органов опеки

Ответственность по содержанию сирот принадлежит конкретным органам, а именно опеки и попечительства. В их задачу входить их устройство в семью или же государственную организацию характерного типа. Относительно участия властей, то они стремятся защищать их права, создать достойный уровень жизни и развития в обществе.

Согласно Семейному Кодексу, перед отмеченными органами ставится задача обеспечить достойное определение ребенка на протяжении одного месяца с даты определения факта потери попечительства родителей.

Если отсутствует возможность устроить в семью, органы перенаправляют информацию о нем в отдел исполнительной власти РФ, чтобы поставить на учет в банке данных о детях, которые лишились попечения родителей.

Относительно банковского учреждения регионального типа, то это некая часть государственного банка, где содержится информация о детях без попечения родителей, которые живут на территории России, а также они не определены в семью для воспитания. Кроме этого, фиксируется и документируется вся информация, касающаяся граждан, обратившихся в банк, чтобы взять детей в собственную семью.

Специфика определения детей

Учитывая постановление СК РФ, а именно ст. 123, различается несколько вариантов устройства нуждающихся детей без родителей. Разновидности определения семейной формы: опека, попечительство, процедура удочерения или же усыновления, а также приемные семьи.

Сирот, которым еще не исполнилось восемнадцати лет пристраивают в приемные семьи либо соответствующие учреждения: детские дома, реабилитационные центры, интернаты. Их обеспечением занимается государство.

Внимание! Статья 155 СК РФ гласит, что детей можно устраивать в те, коммерческие заведения, если их функционирование не идет вразрез современному закону, а также правам подопечных.

Есть возможность устроить детей, не достигших 18 лет, в государственные организации специализированного типа для временного, постоянного проживания:

  • относительно первого метода, то он касается тех отпрысков, чьи родители не способны ухаживать и обеспечивать их по причине недееспособности, продолжительной командировки, однако права родителей обязательно сохраняются;
  • что касается второго способа, его применяют только к сиротам.

Функциональные возможности:

  • определение ребенка в профильное заведение;
  • контроль деятельности, оценивание уровня осуществляемого воспитательного процесса, лечения и содержания, воспитания.

Следует уяснить тот факт, что подопечные пребывают под тотальным надзором и защитой вплоть до восемнадцатилетнего возраста.

На что могут рассчитывать такие дети

Любой ребенок может получить полноценное образование. Эта та гарантия, которую предоставляет именно государство. Что касается среднего образования, то его поучают совершенно бесплатно, правило касается всех, несмотря на наличие привилегий и льгот. Относительно профессионального обучения, то его обеспечивают на привилегированных условиях.

Важно! Оканчивая школу, сиротам предоставляется уникальная и ценная возможность стать участником бесплатных подготовительных курсов, чтобы поступить в университет. Образование получается на бюджетной основе.

Особого внимания заслуживает право на медицинскую помощь и трудоустройство. Дети, которые лишились опеки, могут бесплатно получать медикаменты и пользоваться услугами врачей. Что касается хирургического вмешательства, подобные манипуляции оплачиваются из государственного бюджета.

При наличии определенных показаний, есть возможность посещать санатории, детские лагеря и курорты.

После получения профильного образования, желательно обратиться в центр занятости, чтобы начать получение достойного уровня заработной платы в течение шести месяцев.

Жилищные права регламентируются законодательством в строгом порядке. Обеспечивается учет и стопроцентная сохранность и помещений, где прописан ребенок на момент утраты родителей.

Если было недвижимое имущество, то право на владение им строго сберегается.

Если же нет собственного жилища, нужно воспользоваться обязательным правом на его получение за государственный счет вне очереди. Подобное помещение необходимо оформить в соответствии с договором о социальном найме на пятилетний срок.

В это время строго запрещено принимать решения на счет имущества по собственному желанию: сдавать арендодателям, продавать, отдавать в пользование посторонним личностям. Через указанный промежуток времени можно делать переоформление собственности. Имеются льготы в оплате коммунальных, предоставляются субсидии.

Заключение

Таким образом, представленная категория граждан РФ имеет ряд привилегий, льгот, которые предоставляется со стороны государства. Абсолютно все действия направлены на достойное развитие, воспитание порядочного члена общества.

За органами опеки сохраняется строгая обязанность наблюдать за судьбой, жизнью подопечного, чтобы своевременно оказать помощь.

Источник: https://101jurist.com/semejnyj-kodeks/usynovlenie/kto-takie-deti-ostavshiesya-bez-popecheniya-roditelej-ih-prava-i-privilegii.html

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Дети которые остались без родительского попечения это


Проблема сиротства является одной из актуальнейших социальных трудностей современной российской действительности. Это связано с тем, что сложившаяся политическая, социальная и экономическая ситуация в стране способствует увеличению количества сирот в стране.

Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же, как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи.

Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить.

Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

Сиротство — социальное явление, обусловленное нахождением в обществе детей-сирот по причине их смерти, объявления их без вести пропавшими, признания родителей недееспособными, лишения их родительских прав и прочее. К таким детям также употребляется понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей».

В эту категорию детей также можно включить детей — инвалидов, которых родители оставили на попечение государства [3].Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детeй-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.

1996 № 159 дает наиболее четкие определения категории таких детей:

− дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный родитель;

− дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, вследствие лишения их родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей ограниченно дееспособными или полностью недееспособными, отбывания ими наказания в учреждениях лишения свободы, признания родителей безвестно отсутствующими, объявлeния их умершими;

− лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, в том случае, когда они находились в возрасте до 18 лет и лишились одного или обоих родителей. Такая категория лиц имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке [1].

Известный современный философ и социолог Тюгашев Е. А. в своих научных трудах выделил следующие виды сиротства:

− собственно сироты. Дети, которые лишились одного или обоих родителей в раннем возрасте;

− домашние сироты. У таких детей есть родители, которые не уделяют должного внимания воспитанию ребенка. В подобных ситуациях ребенок бывает, как правило, либо предоставлен сам себе, либо находится в антагонистических отношениях с родителями, чем обуславливается его социально-опасное положение;

− интернатские сироты. Такие дети, которые воспитываются в интернате и, чьи родители по факту не занимаются их воспитанием;

− «отказники». Категория детей, чьи родители отказались от своих родительских прав и оставили своего ребенка на попечение государства;

− «лишенцы». Дети, родители которых лишены родительских прав [4].

В научной литературе уделяется особое внимание социальному сиротству. Социальное сиротство-такое явление в обществе, при котором несовершеннолетний имеет биологических родителей, но по какой-либо причине они не уделяют достаточного внимания воспитанию ребенка или исполняют это ненадлежащим образом.

В настоящее время отмечаются негативные тенденции в динамике сиротства, проявляющиеся в увеличении среди сирот числа детей и подростков со сложными, комплексными видами отклонений, с задержкой в развитии, трудностями в обучении и отклоняющимся поведением.

Обозначилось новое явление — «скрытое» социальное сиротство. Оно распространяется в результате падения нравственных устоев общества, обесценивания института семьи, а также в результате ухудшения условий жизни значительной части семей.

Как правило, дети, попадающие под понятие «скрытых» социальных сирот, проживают в условиях беспризорности и безнадзорности [2].

Беспризорность, безнадзорность являются «социальными болезнями» наравне с социальным сиротством. Беспризорные дети — дети, лишившиеся государственного или родительского попечения, развивающего воспитания и обучения, а также постоянного места проживания, соответствующего необходимым санитарным требованиям.

Причинами беспризорности являются отсутствие связи с государственными организациями попечения, нарушение и утеря контактов с семьей(ее нет; ребенок убежал из семьи; семья оказывает негативное влияние на ребенка), отсутствие педагогического воспитания и обучения.

Таким образом, наблюдается разрыв таких социальных связей: ребенок государство, ребенок — семья, ребенок — педагог.

Среди ученых существует и такая точка зрения, что разрушение современной семьи связано с теми трансформационными процессами, охватившими Россию в начале 90-х годов прошлого столетия. События, связанные с реформами времен распада СССР, называют третьей волной сиротства, которая по численности сирот перекрыла вторую волну — сиротство после Великой Отечественной войны [3].

К основным причинам сиротства, а также социального сиротства в России можно отнести следующие:

− смерть или неизлечимая болезнь единственного или обоих родителей;

− добровольный отказ (как правило матери) от ребенка, чаще- это отказ от новорожденного в родильном доме;

− асоциальный образ жизни родителей, чаще всего связанный с употреблением алкоголя и наркотических средств;

− тяжелое финансовое положение семьи;

− рождение ребенка с патологией (сюда относят детей с неизлечимыми заболеваниями, детей-инвалидов);

− нежелательная беременность (чаще всего такая беременность возникает у несовершеннолетних, рано вступивших в половую жизнь);

− нахождение родителей в местах лишения свободы;

− признание родителей ограничено дееспособными или абсолютно недееспособными;

− жестокое обращение с детьми;

− уклонение родителей от выполнения обязанностей по воспитанию своих несовершеннолетних детей.

Лишение родительских прав является основной причиной, по которой дети в России лишаются попечения родителей. В 2018 году было выявлено около 40000 граждан, лишенных родительских прав. Из них 29000 были лишены за уклонение от обязанностей по воспитанию детей, 5 % из этого число лишены из-за злоупотребления родительскими правами, 12 %- в связи с алкоголизмом и наркоманией родителей.

Судьбы воспитанников детских учреждений для сирот всегда привлекали общественное внимание. В последние 10–15 лет это внимание было направлено на эффективность работы данных учреждений, соблюдение и реализация прав воспитанников, а также на отношения преподавателей к таким детям.

Для ребенка- сироты наилучшим вариантом является семейная форма устройства, но не всегда удается устроить его именно таким образом, а приходиться направлять в определенное государственное учреждение.

В связи с этим продолжается модернизация, улучшение, совершенствование сети детских учреждений, которые принимают на себя обязанности по заботе, защите, воспитанию и обучению сирот.

На сегодняшний день получается успешно социализироваться лишь у 10 % выпускников интернатных учреждений. По данным статистики, из 15 тыс. выпускников в течение года, 5 тыс. попадают на скамью подсудимых, 3 тыс.

становятся бомжами, а 1,5 тыс. кончают жизнь самоубийством.

К сожалению, это происходит по причине того, что ребенка не смогли подготовить к реальной жизни, привить ему определенные социальные нормы и ценности, выходящие за рамки учреждения для детей — сирот.

Выделяются следующие последствия сиротства:

− медицинские последствия.

Среди последствий медицинского характера можно обозначить: отклонения в физическом и психическом здоровье сирот, болезни органов дыхания, болезни желудочно-кишечного тракта, рахит, гипотрофия, анемия, заболевания гепатитом «С» или «В», а также сифилисом (детям эти болезни передаются от родителей, являющимися их носителями). У детей- сирот часто выявляются хронические патологии, отставания в интеллектуальном развитии; неврозы, обусловленные психологическими травмами и т. д.;

− последствия социального характера. В первую очередь сюда следует отнести социальный статус ребенка-сироты.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, состоят на полном иждивении у государства, они привыкают к постоянному покровительству взрослых.

На выходе из специализированного учреждения, где они воспитывались они часто бывают не способны к самостоятельной жизни, нести за нее ответственность.

− экономические последствия. Учреждения, куда направляются дети-сироты, обязуются обеспечить их всем необходимым для полноценного развития.

Детям предоставляются предметы первой необходимости, обувь, одежда, питание, школьные принадлежности.

Также после выхода из интернатного учреждения ребенку-сироте государство должно выделить ему определенное жилье, обеспечить возможностью поступления в ВУЗ и пр. Все это создает дополнительную нагрузку на бюджет страны.

− психологические последствия. Можно отметить недостаток внимания к ребенку со стороны взрослых, так как внимание педагогов должно быть направлено на целую группу.

Отсутствие привязанности к кому-либо из взрослых дезориентирует ребенка, заставляет чувствовать свою малоценность, ненужность. Такие дети могут стать агрессивными и имеют ограниченный круг общения.

Подобные обстоятельства создают трудности в психическом развитии личности, затрудняется процесс его социализации в общество [3].

Как показывает реальная жизнь, воспитанники интернатов живут сегодняшним, не имеют далеко идущих планов, а если они и есть, то не заполнены реальным содержанием.

Немало важным в воспитательном процессе является формирования у ребенка желаний, стремлений, надежд, для того, чтобы он научился строить планы на самостоятельное будущее.

В результате того, что дети-сироты привыкли, что за них все решают преподаватели, государство у них возникает боязнь внешнего мира, недоверие к нему.

Образование в интернатных учреждениях является малоэффективным и носит посредственный характер. В результате чего многие дети получают его в неполной мере, их кругозор недостаточно широк.

Отсутствие строгой дисциплины, недостаточное стимулирование к стремлению лучшего в учреждениях, где содержатся дети, делают невозможным их дальнейшее интеллектуальное развитие.

Воспитанники не видят потребности в получении высшего образования, что значительно сужает спектр их возможностей трудоустройства.

Дети-сироты, воспитывающиеся в специальных детских учреждениях, по выходе из него сталкиваются с проблемой жилищного вопроса, особенно если от родителей в наследство не перешла во владение жилая площадь.

В таком случае государство должно взять на себя ответственность по обеспечению жильем выпускника интернатного учреждения.

Но здесь возникают трудности так, как пригодных помещений для жилья не всегда хватает, по этой причине приходится ждать своей очереди в получении жилья.

Сиротство в России принимает угрожающие масштабы. Особенно тревожным явлением для общества становится распространение социального сиротства.

Как уже отмечалось, последствия сиротства достаточно плачевны- из интернатов выходят молодые люди, неприспособленные к самостоятельной жизни, не имеющие правильного образца поведения в жизни общества, и лишенные представления о принятых за образец семейных ценностях.

Как правило, заводя семью выпускники — интернатов оставляют своих детей на попечение государства, так как не имеют представления о том, как необходимо воспитывать детей, так как сами были воспитаны чужими людьми.

Для того, чтобы остановить распространение социального сиротства необходимо осуществлять ряд мероприятий по возрождению ценности семьи, по повышению морально-нравственного воспитания молодого поколения.

Литература:

  1. Асильдерова М. М. Социально- правовая защита детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: [учебное пособие] / М. М. Асильдерова, Б. Г. Явбатырова; — Махачкала: Из-во Алеф, 2013. 188 с.
  2. Большакова Н. Л. Сиротство как социальная проблема современной России: [монография]/ Н. Л. Большакова, Ю. В. Мигунова, Садыков Р. М.; Башкирский гос. ун-т. — Уфа: РИЦ БашГу, 2014. 200 с.
  3. Климантова Г. И. Государственная семейная политика современной России: [учебное пособие] / Г. И. Климантова; — Москва: Изд-во Дашков и К, 2012. 236с.
  4. Тюгашев А. Е. Семьеведение: [учебное пособие] / А. Е. Тюгашев, Попкова Т. В.; Новосибирский гос.ун-т. — Новосибирск: РИЦ НовГУ, 2013. 112с.

Основные термины(генерируются автоматически): ребенок, социальное сиротство, родитель, Россия, попечение родителей, признание родителей, попечение государства, интернатное учреждение, реальная жизнь, самостоятельная жизнь.

Источник: https://moluch.ru/archive/269/61906/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.